ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО- БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР (МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ) ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ МОСКВА 2009
Дополнительное образование детей эколого-биологической направленности Под эколого-биологическим дополнительным образованием подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры личности обучающегося и осуществляемый в средствами дополнительного (внеурочного, неформального) образования.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ Добровольность вхождения ребенка в сферу дополнительного образования. Широта образовательных услуг и их вариативностъ обеспечивают оптимальное сочетание интересов отдельного ребенка и образовательных потребностей общества. Дополнительное образование обеспечивает разноуровневое обучение. Практически все дети могут самостоятельного выбрать не только содержание, но и уровень сложности деятельности. На каждом уровне существует реальная возможность творческой самореализации и признания значимости выполняемой роли сверстниками, педагогами, родителями. Дополнительное образование хорошая база допрофессиональной и профессиональной подготовки. В системе УДОД в Москве известен опыт разработки предпрофессиональных подготовительных образовательных программ, снабженных системой дополнительных элективных курсов. Дополнительное образование дает возможность самореализации в практической деятельности, а также развивает эстетический вкус (в программах комплексного, художественного и эколого-биологического профиля и др.).
445 учреждений (центры, дворцы, дома, станции, клубы) школьников (в городах) 45719(в сельской местности) СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ в РОССИИ
Тенденции развития системы сокращение количества (ликвидация) учреждений эколого- биологической направленности. По данным 1992 года, число только одних станций юных натуралистов разного уровня составляло 552 (16 республиканских, 6 краевых, 55 областных, 281 городская, 192 районных); изменение приоритетов в направлениях деятельности учреждений, что, в первую очередь, отразилось в их названии. Начиная с 1992 года по настоящее время приблизительно 90% от общего числа республиканских, краевых и областных станций юных натуралистов преобразовались в региональные экологические центры; сокращение профильных региональных учреждений и преобразование их в многопрофильные, где эколого- биологическое направление сохранено в виде структурного подразделения (чаще в виде отдела).
Формы организации образовательной деятельности «кружок», «клуб», «студия», «экспедиции», «элективные курсы», «очно-заочная школа», «профильный экологический лагерь», «школьное лесничество», «экологические отряды», «ученическая производственная бригада» и другие трудовые объединения, «экскурсии, лекции, семинары, практикумы, собеседования, конкурсы, конференции, игры, путешествия, викторины». Научные общества учащихся (обучающихся)
Развитие экологического образования в системе дополнительного образования города Москвы
Количество учебных объединений по округам Москвы
Экологическое образование в учреждениях дополнительного образования города Москвы (его реализация от числа учреждений по каждому административному округу).
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО- БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В МОСКВЕ В 2008/09 уч.г. из 154 учреждений дополнительного образования окружного, городского подчинения и Зеленограда только в 64 учреждении имеются учебные объединения с экологическим компонентом. В разных административных округах экологическое образование реализуется не одинаково. Всего по городу Москве около 8400 обучающихся занимаются в 620 учебных объединениях учреждений дополнительного образования по программам экологического содержания. Наиболее полно экологическое образование реализуется в учреждениях дополнительного образования в Зеленограде, Северо-Западном, Восточном и Северо-Восточном административных округах (от 62 % до 72 % учреждений в этих округах имеют экологическую направленность в работе). Состояние эколого-образовательной работы в значительной степени зависит от того, насколько четко и рационально построена система взаимодействия между учреждениями дополнительного образования и координирующим центром (окружным методическим центром, базовой экологической организацией).
РАЗВИТИЕ ПОДХОДОВ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРАКТИКО- ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ (ПРИРОДООХРАННЫЙ, МОНИТОРИНГОВЫЙ) СОЦИАЛЬНО- ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ (МОДУЛЬНЫЙ) ПОДХОД
ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНОГО ОБРАЗА ЭКОЛОГИИ ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ (БИОЭКОЛОГИЯ) АНТРОПОЭКОЛОГИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ МЕЖДИСЦИПЛИ- НАРНЫЕ ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ
ТЕНДЕНЦИИ ЭВОЛЮЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ (ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОЛОГИЯ) ПРОГРАММЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОБЛЕМАМИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОГРАММЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ ПРОГРАММЫ, СОДЕРЖАЩИЕ ИДЕИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ По содержанию образовательных модулей можно выделить следующие внутренние направления программ: Программы, связанные с экологией, систематикой, морфологией, биогеографией различных групп живых организмов (таксонов). Преобладающие формы занятий – теоретические, практические занятия проводятся в виде лабораторных практикумов и выездов. Программы, в которых развиваются методы общих экологических наблюдений (мониторинговая деятельность, биоиндикация, физико-химические методы мониторинга, популяционная экология). Основные формы образовательной деятельности – практические занятия, на которых происходит развитие навыков мониторинговой работы. Программы, направленные на социально-экологические исследования (экология городской среды). Основная форма работы – экскурсионная; в процессе экскурсий и краткосрочных выездов проводится мониторинг состояния и динамики урбоценозов в связи с демографическими и биомедицинскими показателями городского населения. Программы, связанные с природоохранной системой деятельности обучающихся (методы охраны окружающей среды. Это практико- ориентированные программы, преобладающая форма занятий – экспедиционные и выездные работы, в процессе которых происходит работа по улучшению состояния окружающей среды.
МОДУЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СОДЕРЖАЩИЕ ИДЕИ УР «Биоразнообразие и методы его охраны» «Урбоэкология» «Социальная экология» «Экологический мониторинг» «Коэволюция природы и общества»
МГСЮН как методический центр развития экологического образования Москвы Организационно-методическая деятельность (городское методическое объединение, городские методические «круглые столы») Информационно-методическая деятельность (курсы повышения квалификации, консультационная поддержка системы УДО)
МГСЮН как методический центр развития экологического образования Москвы Издательская деятельность и обобщение педагогического опыта (только за последние 5 лет издано около 80 методических материалов) Разработка теории и методики различных аспектов образовательного процесса (музейно- методическая работа, обеспечение экспедиционной и исследовательской деятельности)
Материалы доклада размещены на сайте МДЭБЦ Московский детский эколого-биологический центр (Московская городская станция юных натуралистов), Москва, ул. Одесская, 12а, (495) , (495)