Реализация системно - деятельностного подхода в образовательном процессе Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Д. Б. Шоу
Система дидактических принципов деятельностного метода принцип деятельности ; принцип непрерывности ; принцип целостности ; принцип минимакса ; принцип психологической комфортности ; принцип вариативности ; принцип творчества.
Типы уроков по целеполаганию уроки открытия нового знания уроки рефлексии уроки общеметодологи ческой направленности уроки развивающего контроля
Критерии результативности урока : 1. цели урока задаются с тенденцией передачи функции учителя ученику ; 2. систематическое обучение детей осуществлению рефлексивного действия ( умение оценивать свою готовность, обнаруживать нехватку знаний, находить причины затруднений и. т. д.); 3. использование разнообразных форм, методов и приемов обучения, повышающих степень активности обучающихся ; 4. владение учителем технологией диалога, обучение школьников умению ставить вопросы ; 5. эффективное сочетание репродуктивной и проблемной форм обучения, использование заданий, побуждающих детей работать творчески ;
Критерии результативности урока : 6. четко заданные критерии самоконтроля и самооценки ; 7. осмысление учебного материала всеми учащимися, использование учителем специальных приемов для достижения этой цели ; 8. оценивание реального продвижения каждого ученика, поощрение за минимальные успехи ; 9. планирование коммуникативных задач урока ; 10. понимание выражаемой учеником позиции, иного мнения, обучение корректным формам его выражения ; 11. атмосфера сотрудничества, сотворчества и психологического комфорта на уроке.
Деятельностный подход в обучении с позиции обучающегося Осуществление разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих личностно - смысловой характер. учителя Деятельность по управлению процессом обучения. Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения. Л.С.Выготский
Последовательность деятельностных шагов : наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели ; выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний ; выявление и освоение способа действия позволяющего осознанно применять приобретенные знания ; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу ; рефлексия ; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л. Н. Толстой