Секция 2. Реализация междисциплинарных программ через индивидуальные образовательные проекты Роль межпредметного школьного методического объединения в реализации междисциплинарных программ Л.И.Воробьёва, зам.директора по УВР СОШ 7 им. адмирала Ф.Ф. Ушакова
Место УУД в результатах ООП Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися ООП ООО: личностным: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению и др.; метапредметным: освоенные обучающимися межпредметные понятия и УУД, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметным.
Программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ может являться составной частью разработанных ОУ общей программы воспитания и развития школьников или отдельных программ: формирования УУД; ИКТ-компетентности школьников; основ учебно-исследовательской и проектной деятельности; стратегий смыслового чтения и работы с текстом/работы с информацией.
Способы деятельности Высшие формы мыслительной деятельности теоретическоеформальное рефлексивное мышление
Умение оперировать гипотезами как отличительный инструмент научного рассуждения – одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии.
В сфере развития познавательных УУД приоритетное внимание уделяется: практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией; практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
Технологии Специфические черты проектной и учебно- исследовательской деятельности: Проектная деятельностьУчебно-исследовательская деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования. В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
Требования к организации проектной деятельности должны включать положения о том, что обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта; тема проекта должна быть утверждена (уровень утверждения определяет ОУ; план реализации проекта разрабатывается учащимися совместно с руководителем проекта).
В разделе о Требованиях к содержанию и направленности проекта обязательным является указание на то, что результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. В этом разделе описываются также: возможные типы работ и формы их представления; состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть: письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, стендовый доклад, отчет о проведенных исследованиях и др.); художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изо), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации и др.; материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; отчетные материалы по социальному проекту, включающие как тексты, так и мультимедийные продукты.
Состав материалов: продукт проектной деятельности; краткая пояснительная записка к проекту с указанием: исходного замысла, цели и назначения проекта; краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; списка использованных источников; краткий отзыв руководителя, содержащий характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в т.ч.: инициативность и самостоятельность; ответственность (включая динамику отношения к выполняемой работе); исполнительская дисциплина.
Оценивание Основная процедура итоговой оценки достижения метапредметных результатов – защита итогового индивидуального проекта. Обязательные составляющие системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений: стартовая диагностика; текущее выполнение учебных исследований и учебных проектов; промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно- познавательных и учебно-практических задач; текущее выполнение выборочных учебно-практических и учебно- познавательных заданий на оценку способности и готовности обучающихся к освоению систематических знаний; защита итогового индивидуального проекта.
Задачи межпредметного объединения: освоение всеми педагогами задачной формы обучения; освоение методик проектной и учебно-исследовательской деятельности (обеспечение выхода ребенка на индивидуальный проект); освоение форм повышения самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; освоение средств повышения коммуникативности и информационной культуры обучающихся; конструирование образовательных событий детско-взрослой общности. В рамках инновационной работы: освоение педагогами- лидерами метапредметных технологий, технологии социального проектирования.