Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО
Государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компоненты); Базисный учебный план школ РФ, включающий распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам; Типовые (примерные) образовательные программы по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана. На основе приведенных документов школа составляет собственную образовательную программу. Таким образом, рабочая программа является локальным индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом образовательного учреждения.
примерная (типовая) учебная программа авторская программа рабочая программа учебного курса
4 Документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Минобразования и науки РФ и носит рекомендательный характер Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании учебного курса, предмета, дисциплины. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.
5 Документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины. Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.
6 Это нормативно - управленческий документ учителя, предназначенный для реализации требований стандарта к уровню подготовки учащихся по учебной дисциплине. Это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса, имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п. Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.
Индивидуальный творческий документ учителя; Структурированный, логичный, педагогически выверенный инструмент планирования; Отражает особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе/параллели конкретного учебного заведения; Авторский инструмент, с помощью которого учитель определяет приемы организации образовательного процесса в соответствии с целью получения результата определенного ФГОС.
Целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения; Состояние здоровья обучающихся; Уровень подготовки обучающихся, степень их учебной мотивации; Образовательные потребности семьи и ребенка; Возможности педагога; Состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения ОУ и др.
9 требования федеральных компонентов государственных образовательных стандартов; обязательный минимум содержания учебных программ; максимальный объем учебного материала для учащихся; требования к уровню подготовки выпускников; объем часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, практикумы, исследовательскую и проектную деятельность в каждом классе; познавательные интересы учащихся; цели и задачи образовательной программы школы; выбор педагогом необходимого комплекта учебно- методического обеспечения.
Титульный лист; Пояснительная записка; Учебно-тематический план; Содержание курса; Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе; Перечень учебно-методического обеспечения; Список литературы.
Название органа управления образования, название самого учебного заведения; Гриф согласования и утверждения программы; Название учебного предмета; Указание ступени, на которой изучается программа; Фамилия, имя, отчество разработчика программы; Название населенного пункта, год написания программы.
На чем основана составленная программа (название типовой учебной программы по предмету); Общая характеристика учебного предмета, его функции в системе школьного образования; Описание целей и задач преподавания учебного предмета; Место предмета в базисном учебном плане; Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Набор предметных тем (дидактических единиц)
- установленные стандартом результаты освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта образования. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
Название темы (раздела); Содержание учебной темы (раздела); Необходимое количество часов для изучения темы (раздела).
16
Пакет контрольно-измерительных материалов (контрольных работ, тестов, материалы переводных экзаменов)
Материалы учебно-методического комплекта (учебники, учебные пособия, рабочие тетради по предмету); Рекомендуемая для учителя литература; Литература для учащихся (учебная и научно-популярная); Перечень рекомендуемых средств обучения.
19 Обсуждение и согласование на заседаниях кафедр (методических объединений); Процедура получения экспертного заключения (согласования) у заместителя директора по научно-методической работе; Рабочая программа согласуется с руководителем ОУ до начала учебного года (август); Все Рабочие программы утверждаются приказом директора Учреждения наряду с образовательной программой до 1 сентября текущего учебного года.