Формирование коммуникативных компетенций дошкольников в свете новых требований как один из компонентов подготовки ребенка к обучению в школе МБДОУ детский сад «ЧЕБУРАШКА» Учитель – логопед Кокорина Ольга Константиновна Семинар районного профессионального объединения воспитателей и учителей–логопедов дошкольных образовательных учреждений Тема: Взаимодействие педагогов и родителей в коммуникативном развитии детей
Дошкольное образование - первая ступень непрерывного образования человека. Результатом деятельности ДОУ становится не система ЗУНов сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Коммуникативная компетентность - способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми.
Порождение речи детей Речь возникает из потребности высказаться. У детей высказывания порождаются только при наличии эмоции, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности.
Нарушения коммуникативной деятельности Речь заменяется системой жестов У детей не достаточно сформированы: представления о правилах общения; умение планировать свое высказывание, слушать и слышать друг друга, обменивается мнениями, договаривается.
Образовательная область «Коммуникация» Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Задачи: - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; - развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Планируемые результаты освоения програм Планируемые результаты освоения программы Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» Овладевший необходимыми умениями и навыками
Результаты освоения образовательной области «Коммуникация Результаты освоения образовательной области «Коммуникация» Владеет достаточным словарным запасом. Свободно общается с педагогом, родителями, сверстниками Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения Составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по набору картин с развитием действия Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове
Коммуникативная компетентность –это один из компонентов подготовки ребенка к обучению в школе К семи годам дошкольник должен научиться выражать свои мысли и намерения, а также пояснять смысл и состав своих действий – у ребенка должна быть сформирована способность строить свое языковое общение с другими людьми
Литература: 1.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», – 528с. 2.Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: Занятия и игры для детей с ОНР. – М.:ТЦ Сфера,2011. – 64с. 3.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Минобразования и науки РФ от