Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к знаниям. Приохотить ученика к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д.Ушинский
Цель: реализация деятельностного подхода в обучении учащихся в учебно-воспитательном процессе средствами изобразительного искусства
Учения через деятельность Д. Дьюи. Основные принципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество
Деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить) «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман)
выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» Деятельностный подход к обучению предполагает
выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий».
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности – сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства, действия ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта
Конечная цель деятельностного подхода в изобразительном искусстве - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры
Характеристика видов деятельности учащихся в изобразительном искусстве Совершенствовать Использовать Осознавать Вырабатывать Объяснять Осуществлять Учитывать Проявлять Отражать Выбирать Прочувствовать Испытать Проживать Воображать