Образовательные программы дополнительного образования детей
Закон «Об образовании» Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от г «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Нормативные документы
1. Титульный лист 2. Пояснительная записка 3. Учебно-тематический план 4. Содержание образовательного процесса 5. Методическое обеспечение образовательной программы 6. Список литературы Структура образовательной программы дополнительного образования детей
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей
Наименование образовательного учреждения Где, когда и кем утверждена образовательная программа Название образовательной программы Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа Срок реализации образовательной программы ФИО, должность автора образовательной программы Название города, в котором реализуется образовательная программа Год разработки образовательной программы Титульный лист
Направленность образовательной программы Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Цель и задачи образовательной программы Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих Возраст детей, участвующих в реализации программы Условия реализации программы Пояснительная записка
Сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы) Формы и режим занятий Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Формы подведения итогов реализации образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, конференции и т.д.) Пояснительная записка
Художественно-эстетическая Физкультурно-спортивная Научно-техническая Туристско-краеведческая Социально-педагогическая Направленность программы
Цель программы – предполагаемый результат образовательного процесса, на достижение которого направлены совместные усилия педагога и воспитанников Цели программы: Образовательные Воспитательные Развивающие Цели и задачи программы
Образовательная цель - формирование знаний, представлений о предмете (напр.: знаний об изобразительном искусстве, искусстве театра и т.д.) Воспитательная цель - формирование какого- либо отношения (напр.: уважение и любовь к родному краю) или качества личности (напр.: патриотизм, толерантность, гуманизм и т.д.) Развивающая цель - развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной сферы (напр.: формирование логического мышления, творческих способностей, выносливости, ловкости и т.д.) Цели и задачи программы
Задачи программы (образовательные, воспитательные, развивающие)- этапы достижения целей программы Формулировка задач должна включать ключевое слово – глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников: «ознакомить», «отработать», «освоить», «приобщить», «изучить», «повысить интерес» и т.д. Цели и задачи программы
Формулировка требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести воспитанник в процессе занятий Перечисление качеств личности, которые могут быть развиты в результате занятий Описание системы отслеживания и оценивания результатов обучения детей: способы учета знаний и умений, оценки личностных качеств (могут быть тесты, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы и т.п.) Ожидаемые результаты должны быть соотнесены с задачами программы! Ожидаемые результаты
Перечень разделов, тем Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий (всего в год 144 ч.) Учебно-тематический план
Краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий) Содержание образовательного процесса
Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.) Рекомендации по проведению практических работ Дидактический и лекционный материалы, методики исследовательской работы, указание технических средств обучения Формы подведения итогов по каждой теме или разделу, виды контроля Описание диагностических методик Методическое обеспечение
п/п Раздел программ ы Формы занятий Приемы и методы орг-и учебно-восп- го процесса Ожидаемые результаты Методы диагностики 1Тема Игра, беседа, экскурсия, конкурс и т.д. Перечень дидактичес- ких материалов, наглядных пособий, ТСО Знания, умения, ключевые компетенции Например: тестирование, анкетирование, устный опрос, анализ практической работы и т.д.
Перечень, используемой автором программы литературы, представленный в алфавитном порядке в соответствии с требованиями к библиографическому описанию, рекомендуемой для детей и педагогов Список литературы
(Московский Институт Открытого Образования) Образовательные программы (пример)
Спасибо за внимание!