Образовательная технология развития критического мышления Комиссарова И.А. Учитель начальных классов МОУ «СОШ с.Новорепное»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие коммуникативных компетенций через критическое мышление сельских школьников Описание педагогической технологии учителя русского языка и литературы.
Advertisements

Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
«Технология развития критического мышления».. « Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил,
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
МОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа» Стаж педагогической работы 16 лет Усок Елена Викторовна Учитель начальных классов.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы.
Калако Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 4», педагогический стаж – 20 лет Педагогическое кредо учителя: Увидеть в ребенке лучик, чтобы.
Технология развития критического мышления Творческая группа учителей под руководством Ибятовой Л.З. МБОУ СОШ 32 г.о. Самара.
L/O/G/O Использование технологии критического мышления при обучении младших школьников.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Выполнила Дробязко М. А.. Д.Клустер Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического.
Семинар Формирование ключевых компетенций у учащихся МКОУ «ООШ с. Полевое »
Отчет о методической работе Михайловой Л.И. учителя химии и биологии ГБОУ школа-интернат 28.
Технология развития критического мышления «Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» Дж. Тэрбер Г. Н. Иванова, учитель начальных классов,
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
L/O/G/O Технология формирования критического мышления через чтение и письмо МБОУ СОШ 174 МБОУ СОШ 174.
Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся для формирования мыслительной.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Транксрипт:

Образовательная технология развития критического мышления Комиссарова И.А. Учитель начальных классов МОУ «СОШ с.Новорепное»

Понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. В российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения.

В начале двадцатого века князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание… заставить его критически отнестись к своим мыслям…».

Современные исследователи методов развития критического мышления на Западе -Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер. В России -М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская

Под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и учителя.

Специфика технологии развития критического мышления 1. Учебный процесс строится на взаимодействии личности и информации. 2.Фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. 3.Стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности

Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся. Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе трех фаз: вызов – реализация смысла (осмысление) – рефлексия.

Учебные стратегии Чтение с остановками Используется для пробуждения интереса учащихся к чтению как процессу. В основе этой стратегии лежат наблюдения за процессом чтения людей, обладающих культурой чтения, навыками критического мышления.

Схема реализации данной стратегии выглядит следующим образом. 1. Рассказ учащимся о личном опыте знакомства с книгой (рассказом, сказкой, былиной и т.д.). Здесь необходимо быть максимально искренними. Если Вы не сразу пришли к принятию этого произведения, то так и надо сказать. Ваше вступление должно быть не слишком длинным – не более трех-четырех минут

2. Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что, как кажется учащимся, может произойти в рассказе с таким названием?

3.Заранее выделяете в тексте две-три остановки – в зависимости от размера текста. Во время этих остановок задаете вопросы, которые побуждали бы школьников к критическому мышлению. Надо обсудить непонятные слова, проанализировать средства художественного выражения. После первой или второй остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний».

. После окончания работы с текстом учитель предлагает учащимся на выбор две-четыре цитаты (или пословицы, расхожих выражения), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета

Любая форма работы, любой метод, стратегия, используемые в образовательной технологии развития критического мышления основывается на следовании трем фазам.

Первая фаза – фаза Вызова Задачи: Самостоятельная актуализация имеющихся знаний. Пробуждение познавательной активности. Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы.

Вторая фаза – фаза реализации смысла (или осмысления) Задачи: Организация активной работы с информацией. Самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными.

Третья фаза – фаза рефлексии Задачи: самостоятельно систематизировать новый материал. определить направления для дальнейшего изучения темы.

Очевидно, что применение даже некоторых приемов технологии РКМ дает возможность развить и оценить творческие способности учащихся.