Автор работы: Учитель начальных классов Очкина Светлана Валентиновна МОУ «СОШ с. Новорепное»
Ребус-метод - обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм Инновационная развивающая технология
Понятие «инновация» сегодня широко внедряется в систему народного образования и правомерно ассоциируется с чем-то новым. Однако не всякое новое в обучении можно назвать инновационным, поскольку инновация предполагает создание и внедрение такого новшества, которое вносит значительные, существенные изменения в любую социальную практику, в том числе, и в систему обучения.
Инновационная развивающая технология. Очень забавная и еще более сильная методика обучения чтению. Безотказно и в кратчайшие сроки дает качественный результат. Весело для детей, удобно для преподавателя, абсолютно понятно для родителя.
Каждый ребенок, пришедший в школу мечтает научиться читать. Книги, журналы, реклама, надписи на улицах и в телевизоре, на обертках конфет и на упаковках с игрушками – письменная речь окружает ребенка везде, она такие желанная и, увы, такая непонятная! Малыш с энтузиазмом откликается на предложение взрослого поучиться чтению, но!.. Но тут его поджидает "засада".
Оказывается, прежде чем хоть что-нибудь прочитать, нужно долгое-долгое время учить буквы, учить сложные правила их соединения, учиться много дней, недель, месяцев, а читать так и не получается! Хорошо еще, если учитель попался веселый, может поиграть в разные игры и умеет рассказать смешную историю "из жизни букв". Чтение от этого лучше не становится, но занятие хотя бы перестает быть до зевоты скучным. Вот если можно было бы – раз, и уже научился! раз, и уже прочитал! раз, и даже сам понял прочитанное слово! Мечта ребёнка!
До чтения рассказов ребенку предстоит пройти весь долгий учебный путь – буквы, затем склады, затем слова, затем словосочетания и предложения, – все то, что предлагают учебники. Но с моей книжкой малыш уже с первого занятия учится в чтении самому интересному и главному: понимать смысл прочитанного.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕБУС-МЕТОДА. ДВА ПРАВИЛА.
"Ребус-метод" – это прежде всего игра, причем игра устная. Для того, чтобы понять звуковой принцип моей игры, необходимо все указанные мною задания выполнять обязательно вслух, громко и ритмично. Наш ребенок еще не знает букв, еще не умеет читать, и потому способен ориентироваться только на вслух произнесенные слова и звуки.
Моя игра имеет всего два правила. Первое правило – как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове МАСКА не первую букву М и не первый слог МАС, а именно первый склад МА). Для первоклассника это не составляет проблем, и уже через две-три минуты малыш овладевает моим первым правилом. Второе правило – как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.
Уже с первых минут первого же занятия детей увлекают удивительные превращения одних слов в другие. Моя задача в эти минуты – продемонстрировать правила игры и удержать себя от ненужных объяснений. Не нужно объяснять ребенку, что такое звук, слог или звуковой склад. Не нужно рассказывать, какими и сколькими буквами склад записывается. Не нужно даже показывать картинки или предметы. Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести:
маска – МА пальма – ПА мышка – МЫ шишка – ШИ кошка – КО ложка – …
Детям очень нравится в этой устной игре играть с именами: Коля – КО Оля – О Маша – МА Даша – ДА Петя – ПЕ Федя – ФЕ Ира – И Кира – КИ и т.п. ( имена, разумеется, должны быть знакомы ребенку) Любой взрослый без затруднений подберет два-три десятка подходящих слов. Единственное, что необходимо учитывать: каждое слово должно обязательно начинаться с ударения, ибо безударные огласовки меняют свое звучание (кАтёнок, мИшок).
Как только ребенок понял правило "маска – МА" и стал вторить учителю, можно переходить к следующему шагу. Опять же не требуется лишних объяснений, нужно лишь внятно и ритмично произнести: маска-маска – МА-МА пальма-пальма – ПА-ПА туфли-чайник – ТУ-ЧА курица-чайник – КУ-… маска-шарик – МА-… кактус-шарик – …
Два слова – это совсем легко. Сложнее удержать во внимании три слова: маска-шишка-наволочка – МА-…-… маска-листик-наволочка – МА-…-… бусы-маска-галстук – БУ-…-… галстук-зебра-тапки – …
ПЕРВАЯ СЛОЖНОСТЬ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ - СЛОВА ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ девочка-тигр ножницы-гиря голубь-рыба ручка-кисточка гусь-бык ящик-мышка ножницы-рыба люстра-диск кошка-нитки
Вывод: Чтение есть процесс перекодирования графических знаков (букв, пиктограмм, иероглифов) в устные речевые единицы (звуки, слова, фразы). Таким образом пиктографическое чтение так же является чтением, как и буквенное. При этом слоговое пиктографическое чтение более соответствует конкретному восприятию ребенка, чем абстрактное фонемно- буквенное чтение.
При обучении детей чтению с помощью Ребус-метода я не предлагаю детям никаких теоретических понятий. Я просто показываю детям графические знаки, и называю их звучание. При этом я не делю неделимые звуки на составляющие их буквы/фонемы. Я не объясняю разницу между звуками, буквами и слогами. Я не говорю о гласных и о согласных. Я не классифицирую согласные как твердые или мягкие, как звонкие или глухие. Все эти условные понятия и обобщения ни в коей мере не помогают ребенку ни запомнить букв, ни понять механику чтения.
Работа по карточке. Цель задания составить прочитать слоги.
Формирование представления об образовании слова из двух слогов Задачи на слогосложение - следующий после слогосоставляющих заданий этап обучения чтению. Цикл заданий этого типа направлен на усвоение детьми принципа образования слова из слогов.
Упражнение «Допиши и произнеси» готовит ребенка к освоению темы. Каждому выдается карточка и ставится конкретная учебная задача: дописать букво-звуки, глядя на образец и обязательно негромко их проговаривая
Каждому ребенку предлагается карточка, увеличенная копия которой располагается на доске для большей наглядности. Учитель по этой картинке показывает линию, соединяющую слогообразующую букву с основной (принцип слогообразования), дает понятие слога.
Цель задания копирование с дополнением основной буквы. Задание несколько усложняется. Копирование образовавшихся слогов подменяется наличием половины слога. Причем половина эта - обязательно буква основная, которая и цветом, и размером отличается от остальных.
Используемая литература: Кулюкина Т.В. и Шестакова Н.А. статья «Фонетической ошибке нет!» Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности при обучении чтению. М.: Ось-89 Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. М.,2002.