Проект опытно-экспериментальной работы ГОУ школы 342 ( гг.) «Формирование инновационной культуры педагога как условие его профессиональной деятельности»
Инновационное развитие Всякое инновационное развитие - это не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т. е. инновационного потенциала. В решении проблем развития инновационного потенциала в сфере образования особую роль играет такой стратегический ресурс нового века как инновационная культура педагога.
Инновационная культура В целом инновационная культура отражает целостную ориентацию человека, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образах и нормах поведения. Она показывает как уровень деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворения людей участием в них и его результатами. Понятие инновационная культура педагога включает в себя профессиональное качество педагога, определяемое постоянным поиском нового в цели, содержании, методах и формах обучения и воспитания учащихся, созданием педагогических новшеств и их оценкой педагогическим сообществом, использованием и применением всего нового, прогрессивного на практике.
Формирование инновационной культуры педагога Формирование инновационной культуры педагога связано, прежде всего, с развитием творческих способностей и реализацией креативного потенциала самого педагога. Формирование высокого уровня инновационной культуры педагогов требует поиска путей решения ряда актуальных методологических, дидактических проблем, а также внедрения новых элементов в содержание, организацию и управление учебно-воспитательным процессом.
Предполагаемые результаты ОЭР ОЭР предполагает разработку и внедрение в районную образовательную систему модели формирования инновационной культуры педагога как условие его профессиональной деятельности. В рамках ОЭР на основе социального партнерства с районным НМЦ предусматривается создание и апробирование на базе ГОУ 342 программы повышения квалификации по формированию инновационной культуры педагога, что в значительной мере будет способствовать развитию и совершенствованию кадрового потенциала как отдельного образовательного учреждения, так и в целом педагогического сообщества района, а также позволит повысить качество учебно-воспитательного процесса в ОУ района.
Цели ОЭР Проектирование, разработка, реализация и апробация модели формирования инновационной культуры педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения с опорой на культурные традиции страны и сферы образовательной деятельности.
Задачи ОЭР 1. Диагностические: выявление потребности ОУ в ОЭР; научное обоснование ОЭР; диагностика готовности всех участников образовательного процесса к ведению ОЭР; 2. Прогностические: формулировка гипотезы исследования и ожидаемых результатов; выбор предмета и объекта исследования; определение основных методологических подходов к проблеме исследования. 3. Организационные: подготовка нормативной документации для ведения ОЭР в ОУ; повышение квалификации педагогов по теме ОЭР; разработка информационных и методических материалов ОЭР; создание диагностической системы оценки эффективности экспериментальной деятельности.
Задачи ОЭР 4. Практические: создание и апробирование программы курса повышения квалификации по формированию системы представлений об инновационной культуре педагога; разработка технологий обучения педагогов инновационной деятельности как компонента их профессиональной деятельности; создание структуры инновационной среды ОУ; разработка технологий и методик по развитию инновационной активности педагогов школы, умения их адаптироваться к возможным сложностям на их профессиональном пути. 5. Диссеминационные: проведение серии научно-методических семинаров; освещение ОЭР в научно-методической литературе и СМИ; размещение материалов на сайте образовательного учреждения социально- информационном портале Невского района «Два берега» в электронных и печатных СМИ района.
Программа ОЭР Этапы реализации программы: Подготовительный (аналитико-прогностический) Теоретико-экспериментальный Экспериментально-обобщающий (аналитический)
Программа ОЭР I этап: подготовительный (аналитико-прогностический) 1. Изучение педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования с целью определения основных подходов к теме исследования и рассмотрения степени изученности проблемы. 2. Анкетирование педагогов с целью выявления их готовности к ведению ОЭР по теме исследования. 3. Мониторинг технических возможностей ОУ для проведения ОЭР и выявление возможных затруднений. 4. Проектирование курсов повышения квалификации педагогов школы по проблемам организации ОЭР. 5. Наблюдения, опросы, изучение и анализ документации, проблемно-ориентированный анализ инновационной деятельности в ОУ. 6. Проектирование сетевого взаимодействия школы с НМЦ и другими ОУ района.
Программа ОЭР II этап: теоретико-экспериментальный 1. Пополнение фактического материала по проблеме исследования из научной и психолого-педагогической литературы. 2. Разработка опытно-экспериментальной программы по реализации модели инновационной культуры в ОУ. 3. Разработка теоретических аспектов внедрения в ОУ модели инновационной культуры педагогов и разработка программы его информационно-методического сопровождения. 4. Подготовка и консультирование координаторов творческих групп по внедрению в ОУ экспериментальной модели. 5. Проведение формирующего эксперимента с целью апробации модели инновационной культуры педагогов и выявления условий, влияющих на эффективность формирования у педагогов ОУ инновационной культуры. 6. Оценка влияния внедрения экспериментальной модели на качество инновационной деятельности в ОУ на основе результатов формирующего эксперимента.
Программа ОЭР III этап: экспериментально-обобщающий (аналитический) 1.Проведение контролирующего эксперимента по уточнению и проверке выдвинутой гипотезы. 2.Обработка, систематизация и теоретическая интерпретация полученных в ходе эксперимента данных. 3. Проведение серии научно-методических семинаров и конференций по теме эксперимента. 4.Оформление теоретических и практических выводов проведенного исследования. 5.Освещение ОЭР в научно-методической литературе и СМИ; размеще-ние материалов на сайте школы на социально-информационном портале Невского района «Два берега» в электронных и печатных СМИ района.
Руководящий кадровый состав ОЭР Наталия Витальевна Денисова, директор школы, координатор ОЭР; Надежда Владимировна Кострюхина, методист школы, руководитель районной экспериментальной площадки; Савчук Татьяна Сергеевна, заместитель директора по УВР; Вылегжанина Кира Лукинична, заместитель директора по УВР; Наталья Львовна Зотова, заместитель директора по ВР; Неботова Лири Оттовна, заместитель директора по ШИС; Председатели школьных методических объединений, опытные учителя и мастера своего дела, руководители творческих групп: Елена Владимировна Воронина; Светлана Владиславовна Костина; Юлия Николаевна Янсон; Надежда Ивановна Араева; Валентина Викторовна Чистякова; Наталья Геннадьевна Голубева; Татьяна Александровна Давыдова; Ирина Алексеевна Чижова.
Качество ОЭР Качество системы ОЭР Качество управления ОЭР Качество процессов ОЭР Качество результата ОЭР