Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность. Компетентность
Профессиональная компетентность Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях.
Технологическая компетентность В структуре профессиональной компетентности можно выделить технологическую составляющую, включающую операционально - деятельностный или операционально-процессуальный компонент компетентности учителя, которая оказывает существенное влияние на эффективность обучения, так называемая технологическая компетентность.
Технологическая компетентность Блок знаний Педагогическая техника Опыт Технологическая компетентность
методологических, методических творческих технологических информационно- содержательных Блок знаний
Педагогическое воздействие Набор различных методов и приемов Творческие способности, уменияПедагогическое взаимодействие конструировать новые технологии Умения проектировать
совокупность элементов единствоцелостность связиотношения
Управляемость Структурированность Научность Системность
технологичность целесообразность творчестваоптимальность продуктивность Уровни развития технологической компетентности
Педагогическое творчество Педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно – воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией методов и приемов обучения и воспитания без какой – либо ломки педагогического процесса
Педагогическое творчество Педагогическое творчество предполагает наличие у педагога системы качеств, характеризующих его как творческую личность – эрудиции, креативности, рефликсивности, способности предвидеть и проектировать, активности и воли и др.
Разнообразные формы организации Личностное развитие Оценивание для планирования совершенствования, самооценки Деятельность на основе собственной мотивации и ответственности за результат
Ключевые компетенции учителя 1. Коммуникативные 2. Информационные технологии 3. Исследовательские 4. Проектные 5. Работа с числами 6. Организационные 7. Работа в группе 8. Умение учиться 9. Личностная 10. Решение проблем
ценности, принципы, цели. профессиональные качества Ключевые компетенции педагогические методы, способы, и технологии профессиональные позиции Компетентностная модель современного учителя
суждения, идеи человек обладает своим «совершенством» индивидуальные дарования свобода учащегося быть самим собой способности интересы культурные традиции ЗУНы
доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся ; быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность ; иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися ; иметь развитую способность к критике и рефлексии ; воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания ; понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности ; быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу ; спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес ; иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим ; уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами ; демонстрировать компетентное поведение - собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации ; использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями. Профессиональные качества учителя
Профессиональные (ключевые) компетенции учителя Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции ( ЗУНы ). Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост
Характеристики образовательных ситуаций 1.Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности. 2.Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность 3.Осуществление учащимся самостоятельного выбора 4.Наличие групповой проектной работы учащихся 5.Участие детей в различных формах дискуссии 6.Формирование понятий и организация на их основе своих действий. 7.Система оценивания
Основные компетенции современного учителя Уметь учиться вместе с учениками Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции Уметь «сценировать» учебный процесс Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею Использовать систему оценивания Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий Уметь организовать понятийную работу учащихся Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
технология «критического мышления» методы формирования понятий. компью- терные технологии организация разнообразных форм диалога и дискуссий проектно- исследова- тельский метод Педагогические методы, способы и технологии
определение сопровождения развития определение дефицита компетентности моделирование траектории индивидуального развития определение индивидуали- зированного УМК Как развить технологическую компетентность учителя?
качественные и количественные изменения общетеоретическая и практическая подготовка Аналитико- рефлексивные умения процессуальные умения Необходимые компетенции
когнитивные, креативные оргдеятельностные. Методы продуктивного обучения
метод сравнения метод эвристических вопросов метод Конструирования правил метод эвристических наблюдений Когнитивные методы
мозговой штурм педагогические методы ученика, находящегося в роли учителя Креативные методы
метод самоопре- деления планирование своей деятельности отбор оптимальных средств определение условий для достижения целей адекватная оценка своих результатов Оргдеятельностный метод
Цель современного учителя : выучить детей, которые будут компетентными, которые могут поставить задачу, самостоятельно принять необходимые меры для её решения и добиться их выполнения. Всему этому должны их научить мы с вами, а это возможно лишь тогда, когда мы сами будем компетентны в своей профессиональной деятельности.
Благодарю всех за внимание