Тема 15. Лидерство в системе менеджмента. План лекции 1.Природа и определение понятия лидерства 2.Черты эффективного лидерства 3.Лидер и менеджер 4.Подходы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лидерство и стили руководства. Лидерство – это проявление власти, способность влиять на поведение других людей Руководите- ля над подчинён- ными Подчинённых.
Advertisements

Тема: «Лидерство в менеджменте». 1. Понятие лидерства 2. Основные формы власти 3. Формы побуждения 4. Стили руководства План.
Руководство, власть, лидерство.. Понятие руководства Руководство – это функция менеджмента, заключающаяся в воздействии на отдельных лиц и на их группы,
Выполнил : Студент 2 курса 1 группы ОТДЕЛЕНИЯ « МЕНЕДЖМЕНТ » Абуханов Мурад 1 Кафедра « менеджмент »
Тема. Власть как регулятор управленческой деятельности 1. Природа и сущность власти 2. Типология власти.
Влияние – это поведение отдельного человека, которое может вносить изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого человека.
Лидерство и власть в организации 1.Теории черт 2.Поведенческие теории 3.Ситуационные теории 4. Заменители (субституты) руководства 5.Харизматическое лидерство.
Тема 14. Руководство: власть и личное влияние, партнерство.
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА 1. Понятие лидерства, типы отношений лидерства 2. Концепции лидерства 3. Стили руководства.
Лидерство Глоссарий. Лидерство - в широком смысле - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.
Организация взаимодействий Руководство: власть и влияние.
Положение личности в группе В группе происходит дифференциация – разделение на участников, занимающих разное положение в системе межличностных отношений.
Лидерство Тема 12. План Понятие лидерства Отличие менеджера от лидера Подход к лидерству с позиции личностных качеств Поведенческий подход к лидерству.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Нравственные принципы взаимоотношения руководителя и подчиненного. Стили и методы руководства Презентацию подготовили: Полякова Дарья; Камаева Наталья;
Эффективное лидерство и руководство Грудзинская Е.Ю. Марико В.В. Тренинг.
ТЕМА 3.2. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ. Управленческая решётка Блейка- Моутон концепция, разработанная в Университете штата Огайо, была модифицирована и популяризована.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
МЕНЕДЖМЕНТ «Требования к личности менеджера». Менеджер лицо, занимающее постоянную должность и отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный.
Транксрипт:

Тема 15. Лидерство в системе менеджмента

План лекции 1.Природа и определение понятия лидерства 2.Черты эффективного лидерства 3.Лидер и менеджер 4.Подходы к изучению лидерства Теория лидерских качеств Концепция лидерского поведения Концепция ситуационного лидерства 5.Современные теории лидерства

Лидерство Лидерство - один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть группы объединяет, направляет действия все группы Лидер - член группы, занимающий в ней ведущее положение. Различают формальных и неформальных лидеров; – формальный - официально назначенный руководитель –неформальный - это человек, обладающий высокими личными качествами и авторитетом в коллективе

Лидер - особый статус члена группы, характеризующийся отношениями доверия, признанием авторитета, высокого уровня квалификации, готовностью поддерживать во всех начинаниях, личными симпатиями, стремлением учиться и перенимать опыт лидер обладает четким видением будущего и путей движения к нему Отношения лидерства могут совпадать с формальными полномочиями менеджера. В этом случае соединяются должность и лидерство. Если не совпадают, возникает конфликтная ситуация.

Лидер управляет примером, убеждением, воодушевлением. Проблемы лидерства являются важнейшими для достижения организационной эффективности. Метод управления на основе лидерства позволяет оперативно решать сложные задачи в неожиданных ситуациях Лидерство преимущественно строится на отношениях «лидер - последователи», а не «начальник - подчиненные»

Основные требования к менеджерам 1.Наличие знаний и опыта в области управления 2.Компетентность в вопросах состояния и развития отрасли деятельности предприятия 3.Навыки решения проблем (анализ ситуации, постановка целей, определение критериев успеха, сбор информации, выбор решения, выполнение решения и поиск его улучшения) 4.Постоянный личный рост

5. Способность управлять собой 6.Разумные личностные ценности (наиболее важные убеждения. Отношение к жизни, к работе, к власти, к риску, к поощрению и наказанию) 7. Четкие личные цели (критерии: личная заинтересованность, последовательность достижения, временные пределы, конкретный конечный результат Высокая культура, честность, способность быть образцом во всем

9. Научно-исследовательский, творческий подход 10. Способность влиять на подчиненных (приказы, уговоры, угрозы, просьбы, подкуп) 11. Понимание специфики управленческого труда (использование гибких и ясных организационных структур, методов мотивации и обучение подчиненных) 12. Способность руководить 13. Умение обучать работников 14. Способность формировать группы

Способность управлять собой Поддержание физического здоровья ( на 60% зависит от соблюдения режима, избавления от вредных привычек, стрессоустойчивость, нормальный вес) рациональное распределение сил рациональное распределение времени умение преодолевать трудности ( умение отступать, разложить проблему на несколько вопросов, умение анализировать причины трудностей, ставить только реальные цели)

Менеджер и лидер МенеджерЛидер АдминистраторНоватор, инноватор КомандуетВдохновляет Работает по целям и указаниям других Работает по собственным целям В основе действий лежит расчет, план В основе действий лежит видение, интуиция Полагается на систему, организацию Полагается на людей Использует доводыИспользует эмоции

Менеджер и лидер КонтролируетДоверяет УбеждаетПризывает Поддерживает движениеДает импульс движению ПрофессионаленЭнтузиаст Принимает решенияРеализует решения Больше использует жесткие, вертикальные связи, отношения и структуры Использует преимущественно мягкие связи и отношения Делает все правильноДелает правильное дело УважаемОбожаем

Подходы к изучению лидерства С позиции личностных качеств (теория великих людей, согласно ей выбирают образец для подражания). поведенческий подход (позволяет наиболее правильно определять стиль поведения, т.к. не существует единого мнения относительно личных качеств) ситуационный (обуславливает необходимость использования различных стилей в зависимости от конкретных ситуаций, в которых действует лидер)

Ранние концепции лидерства (личностные и поведенческие) обращали внимание только на личные качества лидера и образцы его поведения. Ситуационные факторы при этом не учитывались Современные концепции основаны на ситуационном лидерстве.

Теория «великого человека» Физические данные (энергия, внешность, рост) качества личности (активность, адаптивность, агрессивность, энтузиазм и самоуверенность) качества, связанные с работой (знание дела, стремление к достижениям, упорство и инициативность) специальные характеристики (готовность к сотрудничеству, административные способности, коммуникабельность)

Стиль - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей предприятия. Степень делегируемых полномочий, используемые формы власти, забота о человеке и о выполнении задачи - все это отражает стиль руководства

Авторитет руководителя степень свободы подчиненных Авторитарный Демократический Либеральный В основе этой классификации лежит отношение между руководителем и подчиненным Стили, базирующиеся на использовании власти

Варианты сочетания 1 стадия: Руководитель сам принимает решения и навязывает его подчиненным. Авторитарный руководитель исходит из теории «Х» МакГрегора, который считает, что люди не любят трудиться, избегают ответственности и чтобы заставить трудиться нужно принуждение 2. Руководитель принимает решение и убеждает подчиненных его выполнять 3. Руководитель представляет свое решение на обсуждение, которое подчиненные рассматривают, но принять должны

4. Руководитель высказывает свои предложения и призывает подчиненных высказывать свои 5. Руководитель ставит проблему, собираются все предложения и формулируется решение 6. Руководитель определяет границы свободы подчиненных, в которых они принимают решения сами 7. Подчиненным предоставляется полная свобода в принятии решений (либеральный стиль)

Причины применения Авторитарный: командовать легче, чем убеждать; существенная недооценка уровня подчиненных минус: оказывает разрушительное действие, приводит к стрессу, снижает производительность труда, не способствует творчеству демократический: считает, что люди заинтересованы в труде, имеют потребность в самовыражении. Вознаграждение действует лучше, чем принуждение

Рекомендуется Автократический: –при низком уровне развития подчиненных –при высоком уровне квалификации руководителя демократический: –достаточно высокий уровень зрелости подчиненных –в условиях стабильной экономики либеральный: –при высоком уровне зрелости подчиненных, который может превосходить уровень зрелости руководителя

Теория Х люди изначально не любят трудиться, избегают работы у них нет честолюбия. Предпочитают, чтобы ими руководили нужно использовать принуждение, контроль и угрозу наказания Теория У работники стремятся работать могут использовать самоуправление и самоконтроль приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели способность к творческому решению проблем

Сетка Блейка-Моутона Двухмерный стиль, ориентирующийся на работу или на человека

1.1. Min ориентации на работу и на человека (работника) 9.1 Max ориентации на работу, min на человека - жесткий стиль управления 1.9 Min на работу, max на человека (популистский стиль) 9.9. Max на работу и max на человека (идеальный, но трудно осуществимый стиль) 5.5. Оптимальный стиль. Сбалансированное отношение и к людям, и к производству

Ситуационная теория лидерства - в зависимости от зрелости исполнителей (Херси и Бланшар ) Зрелость не определяется возрастом зрелость - это способность нести ответственность за поведение желание достигнуть поставленной цели образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить

ДАВАТЬ УКАЗАНИЯ инструктировать сотрудника, много руководить, мало доверять высокая степень ориентированности руководителя на задачу и малая - на человеческие отношения Низкий уровень зрелости подчиненные не могут и не хотят нести ответственность - выход - давать указания. Требуется Жесткая регламентация и контроль

ВНУШЕНИЕ важны руководство и поддержка стиль ориентирован в одинаковой степени и на задачу, и на отношения средний профессионализм, работник еще не способен, но уже готов взять на себя ответственность давать конкретные инструкции по выполнению задачи поддерживать их желание выполнять задание самостоятельно

УЧАСТИЕ важно не столько руководство, сколько поддержка, совместное принятие решений поведение руководителя, ориентировано на человеческие отношения Профессионализм от среднего до высокого подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задачи привлекать к принятию решений, повысить мотивацию и причастность подчиненных к принятию решений

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ слабое управление и малая степень эмоциональной поддержки поведение руководителя может сочетать низкую степень ориентации на задачу и на человеческие отношения Высокая степень зрелости (профессионализма) подчиненные могут и хотят нести ответственность - позволять действовать самим предполагает передачу полномочий

Теория лидерства Фидлера Учет влияния факторов и взаимосвязи между лидерами и ситуацией 1. Влияние должности (работники подчиняются ему по должности. Руководитель с большими полномочиями гораздо легче ведет за собой работников) 2. Структура задачи (степень четкости описания задачи. Где задачи ясны, качество их выполнения легче проконтролировать)

3. Взаимоотношения между руководителем и членами группы (зависят от того, насколько члены группы доверяют руководителю и готовы следовать за ним) два стиля: 1.ориентированный на задание 2. на установление хороших межличностных отношений и достижение видного личного положения Фидлер проводил подсчет наименее желательных сотрудников и предполагаемого сходства между личностями

Харизма Исключительная одаренность, наделенность особыми качествами, основанными на свойствах индивида, позволяющих ему осуществлять функцию пророка, вождя или реформатора, вызывающих преклонение перед ним и безоговорочную веру в его возможности особый тип организации власти

Характеристики харизматических личностей Обмен энергией (лидер излучает энергию и заряжает ею окружающих) внушительная внешность независимость характера хорошие риторические способности умение воспринимать восхищение своей личностью (отсутствие надменности или себялюбия) достойная и уверенная манера держаться