Тема 12. Моделирование ситуаций и разработка решений
План лекции 1. Понятие и классификация управленческих решений 2. Порядок разработки и принятия решений. Основные ошибки 3. Групповой подход к принятию решений 4. Организация выполнения решения 5. Методы и способы принятия решений
Управленческие решения Это основной продукт управленческого труда и средство воздействия на подчиненных часть любой управленческой функции решение - это выбор альтернатив нахождение определенного варианта действий как определенная команда к действию выступают в виде продукта управленческого труда сокращают разрыв между настоящим и будущим организации
Принципы принятия решений Обоснованность - решения должны основываться на объективных законах рыночной экономики своевременность. Решения должны быть приняты в нужном месте в нужное время. Преждевременные и запоздалые решения снижают их эффективность и наносят ущерб решения должны быть простыми по форме и ясными по содержанию законность - соответствие юридическим законам
Эффективность решения (соотнесение ожидаемого экономического и социального эффекта с затратами на его реализацию) конкретность (указание кто, что и когда должен выполнить) качество используемой информации, ее достоверность и полнота непротиворечивость (согласование с ранее принятыми) сочетание коллективных и индивидуальных решений
Классификация решений По способу принятия (коллегиальные - коллективные, единоличные - менеджеры, руководители подразделений) по масштабу действия (общие - по направлениям деятельности фирмы, принимаются высшим руководством, частные - по конкретным вопросам. Принимаются руководителями низового звена) По периоду действия (стратегические, тактические и оперативные) по форме решений (письменные по наиболее важным вопросам, устные по второстепенным вопросам) по характеру менеджера (уравновешенные, импульсивные, рискованные, осторожные)
Субъекты принятия решения Руководитель предприятия (генеральный директор) - 10 баллов (условный «вес») администрация предприятия (заместители ген.директора, линейные и функциональные руководители) - 4 акционеры (собственники) предприятия как физические или юридические лица - 4 общее собрание акционеров предприятия - 5 трудовой коллектив предприятия - 3 балла работники предприятия - 2 балла
Порядок разработки решения Постановка цели Разработка альтернатив Выбор оптимального решения Организация выполнения и контроль Оценка проблемной ситуации Сбор и анализ информации Описание ситуации Определение времени Определение необходимых ресурсов
Факторы, влияющие на процесс принятия решений Личностные оценки руководителя уровень риска время и изменяющееся окружение, конкуренция информационные и поведенческие ограничения недостаточность ресурсов отрицательные последствия взаимозависимость решений этические соображения
Распространенные ошибки Принятие решений под влиянием эмоций некомпетентный, несистемный подход принятие решений без учета риска и предупреждения его последствий поспешность, недостаточно глубокая экономическая обоснованность использование неполной и недостоверной информации, ложных предпосылок решение, принятое на основе компромисса, для примирения различных точек зрения
3. Коллективные решения Менеджеру необходимо разбираться в характере проблем, чтобы установить, индивидуального или коллективного решения они требуют Коллективные рекомендуются для решения перспективных вопросов, касающихся коллективной деятельности, всех работников Индивидуальные – относительно работы отдельных лиц
Плюсы Высказывается много мнений: можно выбрать лучшее Может появиться неформальный лидер Увеличивается количество информации Растет моральный дух работников за счет развития более тесных связей Улучшается передача и обмен информацией Работник ощущает причастность к общему делу
Плюсы Участие в обсуждении создает предпосылки к более быстрой реализации принятых решений и согласованным действиям всех сотрудников Создаются возможности для интеллектуального развития, раскрытия способностей и роста работников
Минусы Увеличиваются затраты времени на принятие решений Возможно возникновение серьезных разногласий, конфликтов Исключено применение в экстремальных ситуациях Исключается персональная ответственность
Не всегда оптимально, т.к. Часто является компромиссным Может появиться человек, который подавит мнение остальных (громко, эмоционально говорит), но может быть не прав Оптимальное решение предложено стеснительным, не настойчивым человеком Давление авторитетом может оказать влияние на окончательный вариант решения (но это может быть не лучший вариант)
4. Организация выполнения решения Предположение, что если решение принято, то оно обязательно будет выполнено, часто бывает ошибочным на практике эффективность любого решения зависит от двух обстоятельств –его качества –степени принятия людьми менеджер должен мотивировать людей на реализацию решения
Выполнение решений 1. Начинается с доведения его до исполнителей 2. Разработка плана мероприятий по его выполнению 3. Распределение прав и обязанностей среди участников 4.Осуществление координационных действий по выполнению намеченных мероприятий 5. Периодически обсуждается ход реализации 6. Осуществляется контроль на принципах объективности, постоянства и гласности
5. Методы принятия решений Метод мозговой атаки (собирается коллектив работников, объявляется проблема и предлагается каждому дать предложение по ее решению. Критика и обсуждение предложений запрещены) Метод «дельфи» ( основан на закрытом, многократном анкетировании специалистов, позволяет исключить взаимовлияние эмоций ) метод суживающегося круга (отбирают 2-3 варианта. Применяют индифферентный подход. Решение принимается, исходя из субъективных предпочтений менеджера) расчетный метод (строится модель, включающая целевую функцию, ограничение по ресурсам)
Метод экспертных оценок (оптимизации управленческих решений, основанный на рекомендациях высококвалифицированных специалистов) Метод выдвижения предложений Групповой анализ ситуации