Модульное обучение Автор: учитель географии МОУ Кольская СОШ 1 Скотаренко Сюзанна Николаевна
Идея модульного обучения Ученик – обучается сам; Учитель – управляет учебной деятельностью ученика.
Определение Модуль это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им.
Сущность модульного обучения Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Совокупность целей УЭ – учебный элемент. КЦД – комплексная дидактическая цель. ИДЦ – интегрирующая дидактическая цель. ЧДЦ – частная дидактическая цель.
Совокупность целей ИДЦ I ИДЦ II ИДЦ III ИДЦ IV ИДЦ VЧДЦ 4 ЧДЦ 2 ЧДЦ 3 ЧДЦ 1 КДЦ
Структура модульной программы МОДУЛЬ 1-го порядка (УЭ) 2-го порядка (урок) 3-го порядка (тема) 4-го порядка (содержание курса) 5-го порядка (учебный предмет)
Модульный блок-цикл Вводное занятие Выходной контроль М 1М 6 М 4М 3 М 2М 5
Отличительные черты модульного обучения гибкость (адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых); динамичность (обучение видам и способам деятельности); мобильность (взаимосвязь, взаимозаменяемость и подвижность модулей внутри отдельной темы); возможности проводить модульные уроки на разных этапах учебного процесса (изучение, закрепление, обобщение); изменение форм общения учителя с учащимися.
Типизация учебных элементов Учебный элемент (УЭ)Носитель учебной информацииУказания ученику к применению ТекстовыйУчебник, дополнительная литература, материалы периодической печати Прочитай, выдели главное, составь конспект, ЛОК, таблицу, план и т.д. КартографическийАтлас, настенные карты, планы, картосхемы Определи, установи, измерь, сравни, составь характеристику и т.д. ТабличныйТаблицы, графики, блок- диаграммы Определи, сравни, опиши динамику изменения и т.д. ИллюстративныйФото, рисунки, репродукцииОпредели, что изображено; составь рассказ, опиши и т. д. СловесныйУчитель, докладчик, лекторПрослушай и выполни задания: ответь на вопросы, составь список вопросов, составь план, ЛОК, конспект и т. д.
Типизация учебных элементов Учебный элемент (УЭ)Носитель учебной информацииУказания ученику к применению КомпьютерныйБазы данных, мультимедийные средства обучения Прочитай файл, познакомься с картой, выполни тест, выполни практическую работу и т. д. АудиовизуальныйВидео, кино, слайды, записи, диски Ответь на вопросы, составь свой комментарий и т. д. НатурныйГеографические объекты и явления па местности Научись определять, зарисуй, составь схему, познакомься, замерь и т. д. СмешанныйНесколько носителей информации Разнообразные
Задачи ученика при работе с модулем Ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены: Цели усвоения модуля (урока) и каждого УЭ. Задания для выполнения разного уровня сложности. Материалы для работы (ссылки на источники, приложения). Указания на вид и форму работы (как овладеть учебным материалом: выучить, составить конспект, решить задачу и т. д.). Контроль, определяющий степень усвоения учебного материала (письменный или устный контроль учителя, самоконтроль, взаимный контроль учащихся и т. д.).
Преимущества модульной технологии возможность работать самостоятельно с дифференцированной программой; возможность вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость; возможность работать дома в случае пропусков по болезни; комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, «мягкий» контроль); развитие личностных качеств школьника (самостоятельности; умений ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность; консультирование и дозированная персональная помощь от учителя.
Задачи учителя Разработка инструкций модулей. Оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока, управление учебно- познавательной деятельностью учащихся через модули. Уточнение модулей при практической работе с ними. Контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков.
КОНЕЦ