Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Программа развития российской школы должна включать 5 основных направлений: Первая задача-создание.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный проект «Наша новая школа» УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (что предстоит сделать)
Advertisements

В 2009 году начала работать национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», нацеленная на инвестиции в человеческий капитал страны через вложения.
Ключевые направления Обновление образовательных стандартов Развитие учительского потенциала Поддержка талантливых детей Развитие школьной инфраструктуры.
Государственная политика в области образования Государственная политика в области образования.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Обсуждение проекта © Патрина Е.А., 2009 г.
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
Подготовили учителя ВСШ 4 Н.В. Баженова О.В. Казакова Е.В. Краснова.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Проект.
«Наша новая школа» Национальная образовательная инициатива.
Предложения Президента России Д. А. Медведева, сформулированные в Послании Федеральному собранию РФ по реализации национальной образовательной стратегии.
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Проект Слайд 1.
1 Проблемные вопросы инициативы «Наша новая школа» Москва, январь 2009.
Основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (материалы к педагогическому совету)
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
1 Проект «Наша новая школа» Краснодар, ШКОЛА как решающий фактор развития РФ Современный уровень жизни граждан РФ, их благосостояние ЗАВИСЯТ от.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" Подготовила студентка 4 курса гр.ПДДО-41 Зинурова Резеда.
Федеральный проект «Наша новая школа» КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
5 пунктов президентской инициативы 1. Возможность уже в школе раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой.
Августовское педагогическое совещание «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Чухломском муниципальном районе»
Транксрипт:

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Программа развития российской школы должна включать 5 основных направлений: Первая задача-создание условий, при которых уже в школе дети смогут раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высококонкурентном мире. Решению этой задачи должно соответствовать обновленное содержание образования

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Во-вторых, одновременно с внедрением новых стандартов общего образования «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Третьей важной задачей, стоящей перед общим образованием, Дмитрий Медведев считает сохранение, качественное улучшение и пополнение кадрового состава преподавателей. «Ключевая роль в школе принадлежит учителю, и нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. И, что еще более важно, для пополнения школ новым поколением учителей», – считает глава государства. В этой связи Президент России заявил о том, что полностью поддерживает предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. «Мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе, – пообещал Президент страны. – Но и педагоги должны уважительно относиться к ученикам, должны помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» В-четвертых, по мнению Дмитрия Медведева, должен измениться облик школ – «как по форме, так и по содержанию». «Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом, – считает Президент России. – Обращаю внимание: российская школа не может, не имеет права быть ветхой и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только передовые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащение медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно как психологически, так и физически».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Наконец, пятым направлением, которое должно войти в новую программу развития общеобразовательной школы, Президент России назвал решение всего спектра вопросов, касающихся здоровья школьников. Как отметил Дмитрий Медведев, именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь, а «сегодняшняя статистика ухудшения здоровья школьников просто ужасающая». По его мнению, этим вопросам необходимо уделять внимание не только в семье, но и в образовательных учреждениях, где дети проводят значительную часть времени. «Нужно уйти от усредненного подхода. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов», – отметил глава государства.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Ключевые направления развития общего образования Сложившееся разграничение полномочий в области управления образованием, определяют следующие пять основных направлений развития общего образования. 1. Обновление образовательных стандартов. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты, включающие три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ. требования к результатам их освоения. Требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. Результаты образования должны быть сформулированы отдельно для начальной, основной и старшей школы, учитывать специфику возрастного развития школьников. Достижение таких результатов в практике конкретных образовательных учреждений должно основываться на передовых достижениях отечественной психолого-педагогической науки. Требования к структуре образовательных программ предполагают установление соотношения частей образовательных программ, в том числе соотношение обязательной части школьной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Это также означает, что образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей. Требования к условиям реализации образовательных программ должны описывать все кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия, без которых нельзя будет достичь необходимых образовательных результатов и решать задачу сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» система поддержки талантливых детей 2.Система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо будет создать как специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. В рамках второго направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приеме в вузы. Указанные направления работы найдут отражение в финансово-экономических механизмах, в том числе в рамках методик нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда преподавателей. Широкое распространение должна получить деятельность заочных и очно-заочных школ для старших школьников, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильного обучения по самым различным направлениям. Это также должно быть подкреплено созданием стимулов для издания и распространения современной учебной литературы, распространением электронных образовательных ресурсов, развитием дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, созданием цифровых хранилищ лучших российских музеев, научных архивов и библиотек. Такая работа должна осуществляться как на основе отечественных разработок, так и посредством локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 3. Развитие учительского потенциала. Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием, любящих и умеющих работать с детьми. Эффективные способы работы лучших учителей должны находить распространение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Это означает, что как педагогическая практика будущих учителей – сегодняшних студентов педагогических вузов, так и стажировки уже работающих педагогов должны проходить на базе образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы и имеющих положительные результаты. Такое «обучение действием» должно войти в традицию при подготовке и профессиональном совершенствовании учителей. Образовательные программы переподготовки и повышения квалификации учителей должны строиться по модульному принципу, гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, в свою очередь обусловленных образовательными потребностями учащихся. В ходе реализации таких программ должны использоваться современные информационные технологии. Эти и другие направления работы по совершенствованию потенциала отечественного учительства и повышению престижа профессии учителя должны лечь в основу плана мероприятий по проведению в 2010 году в России Года учителя

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 4.Современная школьная инфраструктура Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Это означает, что помимо описания в образовательных стандартах современных условий реализации образовательных программ, должны быть обновлены нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учащихся и требования к обеспечению школьной безопасности. Так, при проектировании школьных зданий предстоит усовершенствовать отопительные системы, предусмотреть наличие душевых комнат в раздевалках при спортзалах, индивидуальных шкафов, систем обеспечения питьевой водой и прочее. Для сельских школ в особенности предстоит отработать эффективные механизмы организации подвоза учащихся, включая совершенствование транспортных средств, повышение их безопасности. В каждом образовательном учреждении должна быть создана адаптивная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов. К перечню мер по обеспечению современной школьной инфраструктуры следует отнести и развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочих. Так, взаимодействие с музеями позволяет не только расширить рамки изучения школьных дисциплин, обогатить содержание учебных предметов, но и создает ориентиры для совершенствования учреждений культуры, стимулирует их к организации интерактивных выставок, диалоговых экскурсий.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Здоровье школьников 5. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. Как уже отмечалось, при установлении требований к условиям реализации образовательных программ большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников. Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учебе. Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий – все это также позитивно сказывается на здоровье школьников. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Инструменты и механизмы обновления школьного образования В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования, текущей деятельности федеральных органов управления образованием, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципалитетов предстоит разработать и внедрить: 1. В направлении обновления образовательных стандартов: новые требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ; систему оценки качества образования, включая оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения на другую, добровольные механизмы оценки качества для разных групп образовательных учреждений, участие России в международных сопоставительных исследованиях качества образования, сопоставление качества образования в различных муниципалитетах, субъектах Российской Федерации

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 2. В направлении поддержки талантливых детей: практику деятельности специализированных учреждений для одаренных ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; систему мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста; обновленную практику деятельности летних (сезонных) профильных школ для самореализации и саморазвития учащихся; расширенную систему олимпиад, соревнований и иных творческих испытаний школьников; модели дистанционного, заочного и очно - заочного образования учащихся; систему обеспечения и консультационно-методической поддержки профильного обучения, реализуемого в том числе посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа 3. В направлении развития учительского потенциала: практику привлечения в школы учителей, имеющих базовое непедагогическое образование; новые технологии организации и финансирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая развитие служб консультационно-методического сопровождения и сертификации квалификаций с координацией их деятельности на федеральном уровне; модели использования современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; практику сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей учителей, направленную на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку; новую модель аттестации педагогических и руководящих кадров системы общего образования, предполагающую обязательное периодическое подтверждение уровня квалификации.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 4. В направлении развития школьной инфраструктуры: модельные методики нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда; практику деятельности школьных советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательными учреждениями; модели деятельности школ ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников; модели деятельности автономных учреждений общего образования

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 5. В направлении обеспечения здоровья школьников: новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса; рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся. В рамках межведомственного взаимодействия в ближайшее время также предстоит обновить действующие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, относящиеся к системе общего образования; механизмы и регламенты отслеживания и поддержки здоровья школьников; требования по обеспечению безопасности образовательных учреждений; строительные нормы и правила; типовые проекты школьных зданий, адекватные современным требованиям к организации образовательной среды; практики организации обслуживания школьного хозяйства, организации подвоза школьников к месту учебы; механизмы взаимодействия учреждений образования, культуры и спорта. Основные направления работы в рамках инициативы «Наша новая школа» также найдут отражение в ходе подготовки интегрированного законодательного акта- новой редакции Закона Российской Федерации «Об образовании».