Формирование универсальных учебных действий на уроках химии. Учитель: Шкурина Наталья Александровна МБОУ «Муромцевская СОШ»
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
Универсальные учебные действия - это навыки, которые должны закладываться уже в начальной школе, на всех её уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1. личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями; 2. регулятивные – обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
3. познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, моделирование изучаемого содержания; 4. коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества:умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли,оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Учитель в процессе планирования уроков должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со следующими показателями: 1.Состояние здоровья детей. 2.Успеваемость по основным предметам. 3.Уровень развития речи. 4.Степень владения русским языком. 5.Умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы. 6.Стремление принимать и решать учебную задачу. 7.Навыки общения со сверстниками. 8.Умение контролировать свои действия.
Надо понимать, что ЗУН (знания, умения, навыки) отличаются от УУД (универсальные учебные действия) не сильно, с точки зрения того жизненного багажа, который получает каждый ученик, обучаясь в школе.Различие заключается в функции учителя на уроке. Раньше мы учили, передавая знания и свой опыт, а теперь мы должны помочь ученику добывать знания.
На уроках химии развитие УУД возможно через систему заданий, например: 1. Личностные действия - формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Так, например, в 8 классе изучение химии можно начать с домашнего задания составить 5 предложений, раскрывающих применение химических знаний в работе родителей, применение химии на кухне, в ванной, во время ремонта.Это не только покажет прочность химических знаний родителей, но и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по химии. В дальнейшем можно предложить задания на подготовку сообщений на темы: «Роль растворов в медицине», «Химия в моей будущей профессии», «Йод и его роль для моего здоровья» и т. д.
2. Познавательные действия формируются в задании, в котором к известной левой части уравнения ученикам предлагается составить правильно продукты реакции и уравнять, т. е. дописать правую часть уравнения.При выполнении данного задания ученики для нахождения продуктов реакции должны: определить класс веществ левой части – реагентов по их химическому составу, т. е. установить логическую взаимосвязь ( классификация веществ) определить тип предполагаемой реакции, мысленно воспроизвести схему взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции определить количество и состав продуктов, учитывая заряды ионов, входящих в состав исходных веществ уравнять коэффициентами левую и правую часть уравнения, т. е. соотнести количество атомов каждого элемента с учётом наличия скобок и индексов в формулах веществ.
3. Для формирования коммуникативных действий (раньше – умение работать в парах(группах) я часто предлагаю ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников. Например,сдача мини зачёта( проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знаний латинских названий элементов и т. д.) В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки. Подобные задания развивают:умение слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать друг друга и уметь договариваться.
4. С целью формирования регулятивного действия - действия контроля. Проводятся самопроверки и взаимопроверки теста, обмениваясь листочками с ответами.Критерии правильного ответа – проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски. Возможен другой вариант проверки теста(два ученика выполняют тест на отворотах доски, другие - в тетради).После выполнения работа проверяется, обсуждается, исправляется и оценивается.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, химии.
У каждого учителя химии ярко выражено стремление не только научить, передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир химии.Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться добывать знания.