Мыследеятельностная педагогика 1.Различение проектной и исследовательской деятельности. 2.Исследование и проектирование в образовании. 3.Учебный проект. По материалам статей Громыко Ю.В., Громыко Н.В., Пахомовой Н.Ю., Брыковой О.В., Громовой Т.В. Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганск
Что такое мыследеятельность? Исследование и проектирование типы мыследеятельности, которые выделяют наряду организацией, руководством, управлением, конструированием, критикой, программированием и т.д. Тип мыследеятельности - определённая связь процессов мышления, коммуникации, деятельности, рефлексии и понимания, которая проявляется при осуществлении соответствующего вида практики исследования, программирования, управления и т.д. Мыследеятельность - есть единство указанных процессов.
Различение проектной и исследовательской деятельности Цель Организовать деятельность для получения продукта Изучить объект исследования Продукт Проект (предвосхищенный результат) Знания Критерий Реализуемость Истинность
Различение проектной и исследовательской деятельности Время Имеет временные границы Вне временных границ Процесс Замысел, реализация замысла, рефлексия реализации, переосмысление замысла Обоснование актуальности выбранной темы, постановка задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении исследования должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
Превращение исследования в предмет обучения предполагает: включение учащихся на разных возрастных ступенях в процесс переоткрытия научных открытий, что позволяет воспроизводить и культивировать уже в школе разные формы научного труда и теоретического мышления; обсуждение с учащимися границ их знания и незнания, а также границ современного знания и незнания. Введение учащихся в мир парадоксов, благодаря чему школьников можно учить такому типу исследовательской деятельности, который действительно выводит на передний план порождения человеческого знания; обучение школьников каноническим операциям и процедурам исследования; обучение их соответствующим способностям, позволяющим работать с живым знанием, а не с мёртвой, отчуждённой информацией; создание соответствующих образовательных форм, в которых данные методологические установки могли бы осуществляться.
Превращение проектирования в предмет обучения предполагает: включение детей в процесс создания новых организационно- деятельностных форм при работе в образовательных проектах; построение детско-взрослых переговорных площадок, где могут совместно ставиться социокультурные проблемы и создаваться новые формы их решения; обучение школьников соответствующим способностям целеполаганию, самоопределению, позиционированию, проблематизации и т.д. Без развития этих способностей освоение проектирования невозможно.
Этапы проектирования: 1. Исходный. Разработка основных идей, констатация проблемы, обоснование актуальности, сбор и анализ данных. 2. Этап разработки. Выбор исполнителя (одного или нескольких), формирование команды, распределение обязанностей, планирование работы, разработка содержания этапов, определение форм и методов управления и контроля, коррекция со стороны педагога. 3. Этап реализации проекта. Интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели. Подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-видеоряда проекта. Контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью, руководство, координация работы учащихся. 4. Завершение проекта. Представление и защита проекта в классе, на конференции, внутришкольной параллели и т.д. Сопоставление первоначальных целей и результатов проекта. Оценка и подведение итогов. Расформирование команды. Обсуждение результатов проекта, какие познавательные и нравственные находки были найдены.
Классификация проектов: 1. Практико – ориентированный проект нацелен на решение социальных задач. Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности участников, который может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна – от учебного пособия в кабинет школы до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. 2. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Выходом проекта может быть публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет. 3. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы и др. 4. Ролевой проект Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью создания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта может быть открытым до самого его окончания. Например, чем завершится историческое судебное заседание? Будет завершён конфликт или заключён договор?
Литература: 1.Азарова Л.Н., Оленева Н.А. Основные подходы к пониманию сущности понятий «проектная деятельность», «метод учебных проектов», «учебный проект». 2.Громова Т.В., Брыкова О.В. Проектные шаги. 3.Леонтович А.В. Экспертиза исследовательской деятельности учащихся. 4.Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы 5.Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя.