Портфолио обучающихся основной школы
П роблема п ерехода о т о ценки з наний, умений и н авыков к о ценке д остижений школьников я вляется о дной и з н аиболее актуальных п роблем с овременной ш колы. О риентация н а р азвитие м отивации достижений у о бучающихся п озволяет преодолеть к омплекс ш кольной неполноценности, к оторым с традают м ногие дети. Ч то н адо и зменить в ш коле, ч тобы р азвить у большинства р ебят м отивацию д остижений ? П режде в сего н еобходимо в нести и зменения в о ценочную д еятельность п едагогов. Т ак н азываемый « портфолио » я вляется способом ф иксирования и н акопления достижений о бучающихся.
П ортфолио (« портфель достижений о бучающихся ») – это с пособ ф иксирования, накопления и о ценки индивидуальных д остижений школьника в о пределённый период е го о бучения.
Важная цель портфолио – представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи : поддерживать высокую учебную мотивацию школьников ; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения ; развивать навыки рефлексивной и оценочной ( самооценочной ) деятельности учащихся ; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность ; содействовать индивидуализации образования школьников ; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей.
В эксперименте по предпрофильной подготовке предлагается использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы наряду с результатами итоговой аттестации.
При разработке портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа : 1.« Портфолио работ »; 2.« Портфолио документов »; 3.« Портфолио отзывов ».
Портфолио документов - портфель сертифицированных ( документированных ) индивидуальных образовательных достижений. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав.
Портфолио работ - собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности : участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение курсов, практик, спортивных и художественных достижений и др. Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.
Портфолио отзывов - включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и её результатов. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч.
На основании предложенных вариантов портфолио предлагается конструировать и апробировать либо « комплексные » модели портфолио либо « простые ». Например : 1. портфолио, состоящий из трёх разделов : документы + работы + отзывы ; 2. портфолио, состоящий из двух разделов : документы + работы ; документы + отзывы ; работы + отзывы ; 3. портфолио « простые »: либо документы, либо работы, либо отзывы.
Спасибо за внимание !