«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ» г. Нижний Новгород 2009 г. Опыт работы воспитателя МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательно-речевого развития детей 323 «Сказка» Сулимовой Валентины Георгиевны
Актуальность развития познавательных и творческих способностей в процессе конструктивной деятельности Конструирование – важнейший для дошкольников вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов Основой развития умственных способностей является овладением ребенком действиями замещения и наглядного моделирования Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество продуктивно- творческой деятельности, совершенствуются сенсорные, познавательные способности
Основные этапы работы по развитию конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста Создание условий для развития у детей действий соотнесения эталонных образцов формы, пропорций, пространственных соотношений с реальными предметами Организация действий пространственного моделирования: - предметное, - графическое Организация условий для построения детьми символических конструкций Применение в конструировании речевых средств
Закрепление представлений об особенностях простейших графических моделей (схема предмета, чертежи-развертки) Обучение действиям построения графических моделей Обучение способам применения графических моделей Включение в графические модели элементов символизации и художественной выразительности Планирование действий, направленных на анализ предметных и графических образцов построек, на разработку конструктивного замысла Составление, отображающих свойства конструкции обобщенных моделей
В занятии по конструированию графические модели могут быть использованы при прохождении любой темы в следующем порядке: Схематическое изображение проекций предметов с той стороны, которая наиболее знакома детям и достаточно информативна Включение х детей в совместную деятельность по составлению графических изображений одного предмета с трех разных позиций: вид спереди, вид сбоку, вид сверху Создание общей постройки по полученным изображениям предмета
Перевод схемы «вид сбоку» в схемы «вид спереди» и «вид сверху»
Реализация задач по развитию умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования Психолого – педагогическая характеристика детей Педагогическая диагностика уровня владения детьми действия замещения, применения готовых моделей, самостоятельного построения новых, преобразование моделей, навыки использования средств ориентировки – трафаретов, графических «мерок» Построение дифференцированной образовательной работы по развитию конструктивных навыков, с учетом уровня развития каждого ребенка и группы в целом. Психолого-педагогическая характеристика детей - 20 детей - возраст лет - обучение по программе «Развитие» Л.А.Венгера с 2006 года (4-й год) - 5 (25%) детей вновь поступившие в МДОУ Уровень владения детьми построения графических моделей по результатам педагогической диагностики по программе «Развитие» на начало 2009 – 2010 учебного года
Средства, методы и приемы решения развивающий задач в процессе конструктивной деятельности Ориентирование в пространственных свойствах отдельных строительных деталей и их простейших комбинаций Построение графической модели конструкции конкретного предмета на основе анализа постройки образца
Моделирование «в уме» фрагментов, скрытых от непосредственного восприятия Воспроизведение конструкции предмета по двум схемам прямоугольных проекций Детский сад: вид спереди, вид сбоку
Освоение простейших первоначальных знаний об архитектурных сооружениях, некоторых архитектурных стилях и средствах эмоционально-художественного воздействия на людей Создание эмоционально-выразительных конструкций предметов и персонажей, создание в них композиции на сюжеты сказок Освоение детьми узловых моментов разработки конструктивного замысла
Организация работы по развитию детей в конструктивной деятельности Создание ПРС в группе Проведение занятий вне регламентированной деятельности Занятия проводятся по подгруппам в достаточно свободной форме, максимально приближены к месту действия Разнообразные формы игр-занятий Интегрированные занятия по конструированию
Результаты развития детей в конструктивной деятельности в течение учебного года по программе «Развитие» Л.А.Венгера (старший дошкольный возраст) Развитие психических процессов: мышление, внимание, память, воображение Развитие познавательных способностей Развитие творческих способностей Стимулирование самостоятельности и активности Формирование умений ориентироваться в окружающем с разных позиций Обогащение пространственного словаря (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно- пространственном окружении) Усвоение информации о предметно – пространственной ориентации в разных жизненных ситуациях
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!