Установочное занятие
Европа Вторая половина XVIII века: Франция: Ж.Ж.Руссо. Англия: Л.Стерн, О.Голдсмит, С.Ричардсон. Германия: И.В.Гете. Последняя четверть XVIII века, расцвет – 90-е годы XVIII века – 1800-е годы: Г.Державин, А.Радищев, Н.Карамзин, В.Жуковский. Россия
Автор книг «Юлия, или новая Элоиза», «Эмиль, или о воспитании», «Исповедь». В своих книгах Руссо с небывалой откровенностью рассказывал о внутренней жизни героев.
Роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» и повесть «Сентиментальное путешествие» - не только явление эпохи сентиментализма, они оказали мощное воздействие на литературу XIX – XX веков.
Сам поэт считал себя последователем Ломоносова, однако на деле разрушал в своих одах поэтику классицизма и утверждал новую эстетику, в которой личность занимает особое место.
Главная книга Радищева – «Путешествие из Петербурга в Москву» – выдержана в духе Л.Стерна во всем, хотя в ней и нет неподражаемого юмора английского писателя.
В духе сентиментализма выдержаны «Записки русского путешественника» и знаменитая повесть «Бедная Лиза». Карамзин сыграл огромную роль в становлении русского литературного языка и историографии.
Поэт и переводчик. Начинал с подражаний английским сентименталистам (элегии «Вечер», «Сельское кладбище»). Сделал значительный вклад в развитие русского романтизма.
Руссо выдвинул идеи общественного договора, естественного человека, пагубного влияния цивилизации на душу, считал, что гармония возможна только в союзе с природой.
В основе этики сентиментализма – семейные ценности, дружба и любовь, трудолюбие. Ж.Б.Грёз «Паралитик, или плоды хорошего воспитания»
В центре внимания сентименталистов – обычный человек с его радостями и переживаниями. В.Боровиковский «Портрет Екатерины II» в виде сельской помещицы
Ведущими жанрами становятся романы (часто в письмах), дневники, путешествия. В драматургии появляется жанр мещанской драмы. В лирике на первый план выдвигается элегия.
Писателей интересуют чувства частного человека. Часто главным героем произведения становится женщина, как в романе С.Ричардсона «Клариссса Гарлоу».
Жизнь и смерть героя раннего романа Гете молодого мещанина Вертера ничего не значили для государства, но читатели плакали над его несчастной судьбой.
Представления сентименталистов о внутренней, психической жизни человека еще примитивны, но они первые, кто всерьез обратил на это внимание; внешний по отношению к герою мир рассматривается как повод для эмоций. От читателя теперь требуется не усвоение назидания (извлечение морали), а сострадание герою, сопереживание; зачастую писатель хочет вызвать слезы, хотя существовал и иронический, довольно жесткий сентиментализм (Стерн). В плане языка сентименталисты ориентируются на средний стиль, но в общем классицистская схема разрушается; популярными становятся восклицания, вздохи, риторические вопросы; особое внимание уделяется пунктуации (восклицательные знаки, многоточия); иногда используются совершенно новые, неязыковые средства извлечения эмоций из читателя (черные и белые страницы и т.д.).
Сентименталисты обратили внимание на эстетическую ценность пейзажа. На смену регулярным французским паркам появляются пейзажные английские парки.
Возникает новый тип красоты – утонченной и одухотворенной, новые формы любовного и дружеского ритуала (переписка, культура переживаний, самоубийства), в моду входит чтение чувствительных книг.