ЛЕКСИЧЕСКАЯ АНТОНИМИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ Преподаватель – к.ф.н., доцент Крапотина Т.Г.
АНТОНИМЫ это слова одной части речи, имеющие противоположные, но соотносительные значения; термин «антонимы» греческого происхождения: anti – «против», onima – «имя». Антонимы служат в языке обозначением контрастных явлений, которые могут быть соотнесены друг с другом, напр.: хороший – плохой; день – ночь, горевать – радоваться.
РАЗНОВИДНОСТИ АНТОНИМОВ ПО СТРУКТУРЕ ОднокорневыеРазнокорневые
ОДНОКОРНЕВЫЕ АНТОНИМЫ - это такие антонимы, противоположность значений которых объясняется присоединением приставок с противоположным значением или противопоставлением приставочного и бесприставочного слова: вера – неверие, довольный – недовольный, восход – заход, вооружить – разоружить, дело – безделье, приезжать – уезжать и т.д.
РАЗНОКОРНЕВЫЕ АНТОНИМЫ такие, у которых противоположность выражается разными основами: добрый – злой, длинный – короткий, говорить – молчать, труд – отдых, вдоль – поперёк и т.д.
РАЗНОВИДНОСТИ АНТОНИМОВ ПО СЕМАНТИКЕ ГРАДУАЛЬНЫЕ (КОНТРАРНЫЕ) НЕГРАДУАЛЬНЫЕ (КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ)
КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ АНТОНИМЫ не допускают промежуточного между антонимами понятия: истинный – ложный, живой – мёртвый, вместе – врозь, можно – нельзя, день – ночь, запад - восток
КОНТРАРНЫЕ АНТОНИМЫ обозначают понятия, между которыми есть средний (промежуточный) компонент, напр.: молодой – (моложавый) – (средних лет) – (пожилой) – старый; холодный – (негорячий) – (прохладный) – (тёплый) – горячий.
ВНУТРИСЛОВНЫЕ АНТОНИМЫ это особая, непродуктивная, разновидность антонимов; это такие пары, которые получаются в результате развития значения слова до полной противоположности (процесс, получивший название ЭНАНТИОСЕМИИ – от греч. en – «в, при», anti – «противолежащий, противоположный» и sema – «знак»).
ЭНАНТИОСЕМИЯ Ср.: одолжить 1) дать в долг; 2) взять в долг одолжить 1) дать в долг; 2) взять в долг
ЭНАНТИОСЕМИЯ задуть 1) (свечу) погасить; 2) (домну) разжечь
Антонимы в языке художественной литературы используются как стилистическое средство: на основе антонимов строятся выразительные стилистические приёмы – ОКСЮМОРОН и АНТИТЕЗА
ОКСЮМОРОН это стилистический приём объединения слов, выражающих несовместимые с точки зрения логики понятия, напр.: сладкая скорбь, звучная тишина, красноречивое молчание; Люблю я пышное природы увяданье (А.С.Пушкин)
АНТИТЕЗА строится на противопоставлении двух разных слов-антонимов, напр.: Мне грустно, потому что весело тебе; И ненавидим мы, и любим мы случайно (М.Ю.Лермонтов); В названиях художественных произведений: «Толстый и тонкий» (А.П.Чехов); «Живые и мёртвые» (К. Симонов).
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!