Профилактика депрессивных состояний в детско-подростковой среде Джишкариани Е.А. педагог-психолог БШ 2 г.п.Корма
Депрессия – это психическое расстройство, характеризующееся: снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления, двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности
Причины появления депрессивных состояний Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется) Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя) Безнадежность (будущее не предвещает ничего хорошего) Чувство собственной незначимости( уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя)
Основные мотивы Лично-семейные, семейные конфликты( развод родителей, болезнь, смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбления, унижения со стороны окружающих) Состояние здоровья Конфликты, связанные с антисоциальным поведением( боязнь любого наказания) Конфликты, связанные с учебой Материально-бытовые трудности
Специфические симптомы депрессии Ухудшение внимания; Грезы наяву; Плохие оценки; Тоска; Физическая боль; Уход в себя.
Проявление симптомов депрессии на разных возрастных этапах:
У маленького ребенка снижение аппетита остановка в прибавке веса капризность замедленность движения
Младший подростковый возраст (10 – 12 лет) Соматические симптомы: общее недомогание; расстройства пищеварения; нарушение аппетита. Поведенческие проявления: чувство одиночества; замкнутость; усталость; потеря интереса к прежним увлечениям.
Средний подростковый возраст (12 – 14 лет) Признаки школьной фобии: академическая неуспеваемость; нарушение памяти; коммуникативные расстройства. Девиантное поведение: агрессивность; склонность к бродяжничеству; правонарушения.
Старший подростковый возраст (14 – 18 лет) навязчивые размышления о смысле жизни и смерти; бесплодное мудрствование; снижение продуктивности интеллектуальной деятельности.
« Этапы и методы исследования депрессивных состояний»
Первый шаг- прояснение ситуации, выявление показателей дезадаптации, эмоциональных признаков риска (наблюдение, опрос, написание автобиографии с последующим анализом ) Второй шаг – определение типа акцентуации (тест ПДО, Личко) Третий шаг- диагностика особенностей поведения в трудных ситуациях; диагностика типа направленности личности и типа реакции в ситуации фрустрации(тест Розенцвейга «Тест фрустрационной толерантности", Б.Басса «Определение направленности личности») Четвертый шаг – определение уровня тревожности и агрессивности (тест Спилбергера-Ханина и тест Басса-Дарки) Пятый шаг- выявление аутоагрессивных тенденций и сферы конфликта (метод неоконченных предложений С.И.Подмазина, рисуночный тест Сильвера)
Пути вывода из депрессии
Задачи педагога: При незначительном проявлении депрессии: Предложить ребенку эмоциональную поддержку Проработать с ним негативные чувства Сфокусировать внимание на сильных сторонах учащегося Встретиться с родителями (лицами их замещающими) Постараться с учащимся наладить постоянные контакты
Задачи педагога: При наличии депрессии средней степени Предложить эмоциональную поддержку Проработать суицидальные чувства Укрепить желание жить Обсудить альтернативы самоубийства Направить к психологу Связаться с семьей, друзьями
Задачи психолога и педагога: При наличии депрессии высокой степени (риск совершения суицида): Постоянно оставаться с подростком, не покидая его ни на минуту По возможности удалить от орудия самоубийства. Укрепить желание жить (используя антисуицидальные факторы) Направить к психотерапевту (психиатру) как можно скорее Известить семью
Мишени коррекционной работы Депрессивные факторыАнтидепрессивные факторы Эмоциональная депревацияВыраженная эмоциональная привязанность Несформированность родственных связей Родственные связи и обязанности Эгоизм (эгоцентричность)Чувство долга, понятие о чести Положительное отношение к суициду Принятие норм общественного поведения, осуждающих суицид Несформированный образ будущего Планы, определяющие цель жизни Суженность сознания (туннельность) Умение видеть ресурсные возможности Склонность к негативному восприятию жизни Позитивное восприятие жизни Отсутствие смысла жизниСпособность понять проблему