«Знания, - писал А. Дистервег, - не следует сообщать учащемуся в готовом виде, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самостоятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, но он самый трудный, самый редкий».
Метод проектов (от греч. «исследование») система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
Метод проектов способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, усилению «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».
Развитие творческого мышления, творческих способностей человека возможно лишь в условиях включения его в активную творческую деятельность.
Проекты межпредметные текущие индивидуальные групповые монопредметные итоговые
ВИДЫ ПРОЕКТОВ Типологические признаки проекта Число участников проекта Продолжительность проекта Метод доминирующий в проекте Характер контактов Исследовательский, творческий, информационный, практико- ориентированный и др Среди участников одной школы, класса, региона и т.д Непосредственный (жесткий, гибкий, скрытый) Характер координации проекта
Комплексный характер метода проектов
Классификация проектов по содержанию: Интеллектуальные Материальные Экологические Сервисные Комплексные
Проект выполняется в три этапа Организационно- подготовительный Организационно- подготовительный Технологический Заключительный
Учебный творческий проект состоит Пояснительная записка Изделие
Пояснительная записка Выбор и обоснование темы проекта. Описание этапов конструирования объекта. Выбор материала для объекта, дизайн-анализ. Технологическая последовательность изготовления изделия. Подбор инструментов, материалов. Техника безопасности. Экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама. Использованная литература. Приложение (эскизы, схемы, технологическая документация)
Организационно-подготовительный Поиск проблемы Выбор проекта и его обоснование Выбор и анализ конструкции изделия Выбор материалов, инструментов Анализ этапов предстоящей работы Определение критериев контроля за качеством Организация рабочего места
Технологический этап. Учащиеся выполняют технологические операции при соблюдении технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.
Заключительный этап. Контроль за качеством изделия. Анализ результатов в виде защиты творческого проекта.
Алгоритм проектной деятельности ИЗДЕЛИЕ цветовое решение декоративное оформление материалы форма, размеры особенности конструкции назначение
Требования к проектированию изделия: Технологичность. Экономичность. Экологичность. Безопасность. Эргономичность. Системность. Творческая направленность и значимость. Посильность. Дизайн. Значимость.
Экономические расчеты. Обоснование расхода материала, средств, энергии. Определение себестоимости изготовленного изделия. Определение цены изделия ( если изготавливалось с целью реализации). Мини-маркетинговое исследование, рекламу, товарный знак. Планирование использования отходов.
Рекламный проспект изделия. Товарный знак. Наименование изделия, его назначение. Несколько рекламных фраз.
Товарный знак Эмблема, состоящая из букв, слов, рисунков, или комбинации этих знаков.
Оценка творческого проекта. Существует два результата. скрытый видимый
Критерии оценки проекта. Технологические Конструктивные Эстетические Экологические Экономические, маркетинговые
Критерии оценивания защиты выполненного проекта. КРИТЕРИИ Качество доклада Педагогическая ориентация Объем и глубина знаний Ответы на вопросы Деловые и Волевые качества
Итоговая оценка. Выдвижение идеи Проектирование Конструирование Моделирование Изготовление
Творческая проектная деятельность учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и воспитание учащихся