«Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса» Учитель начальных классов МБОУ «СОШ 12» Г. Энгельс Саратовской области Никишкина Ирина Владимировна
Цель здоровьесберегающей педагогики: Формирование здоровьесберегающего пространства с обязательным использованием здоровьесберегающих технологий - воспитание грамотности в вопросах здоровья; - практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни; - внедрение в работу рекомендаций, приёмов, технологий, которые связаны со здоровье- сберегающей педагогикой; - реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель.
Внедрение образовательных и оздоровительных компонентов, направленных на сохранение и повышение работоспособности С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранение их здоровья использую различные приёмы и методы: - динамические и дидактические материалы; - смену видов деятельности; - свободное обсуждение и дискуссию на уроке; - разноуровневые домашние задания; - провожу гимнастику для глаз, физкультразминку; музыкальную паузу или даже минутный «сон»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКАМ Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме: Температура и свежесть воздуха Рациональность освещения класса и доски
Количество видов преподавания Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут: Словесный Наглядный Самостоятельная работа
К уроку следует подбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся Включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни
Присутствие оздоровительных моментов на уроке Физкультминутки Минутки релаксации Дыхательная гимнастика Гимнастика для глаз
Наличие мотивации учебной деятельности Внешняя мотивация: Оценка Похвала Поддержка Соревновательный метод Стимуляция внутренней мотивации: Стремление узнать больше Радость от активности Интерес к изучаемому материалу
Мониторинг здоровья Организовать образовательный процесс с учётом заботы о здоровье ученика – значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов мировоздания. Провожу постоянный мониторинг здоровья обучающихся. В течении последних трёх лет наблюдается положительная динамика снижения заболеваний.
Результаты мониторинга год 1 полугодие 2 полугодие чел. 10 чел чел. 8 чел чел. 6 чел.
Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приёмов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.