Базовые модели интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: постоянная полная; постоянная неполная; постоянная частичная; временная частичная; эпизодическая
Задачи: · расш ирить охват нуждающихся детей необходимой им специальной педагогической помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка; · обеспечить детям с отклонениями в развитии возможность быть интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников; · обеспечить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь; · обеспечить педагогам общей практики, работающим с интегрированными детьми, постоянную и квалифицированную методическую поддержку.
Основные виды помощи детям с ограниченными возможностями здоровья : психолого-педагогическая; коррекционная; медицинская; социально-правовая.
Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья может быть оказана: С(К)ОУ I-VIII видов; ДОУ компенсирующего и комбинированного вида; НУ «Институт коррекционной педагогики РАО»; ФГУ Федеральный институт развития образования; центрами реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья; публичными и специальными библиотеками; общественными организациями инвалидов и родителей детей инвалидов.
Условия успешной интеграции: · желание родителей обучать своего ребенка вместе с нормально развивающимися сверстниками; стремление и готовность семьи систематически помогать ребенку в процессе обучения; · наличие возможности подобрать ребенку тот вариант организации обучения, который является доступным и полезным для его развития; · наличие возможности систематически оказывать интегрированному ребенку с ОВЗ необходимую ему квалифицированную специальную медико-психолого- педагогическую помощь; · психологическая готовность ребенка с психофизическими нарушениями к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками; · готовность образовательного учреждения принять детей с ОВЗ.
Факторы, затрудняющие интеграцию практическое отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение разноуровневых моделей интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья; недостаточно разработанное научно- методическое и учебно-дидактическое обеспечение процесса обучения детей с ОВЗ в условиях массовой школы; недостаток в общеобразовательных учреждениях квалифицированных кадров, владеющих методами и приемами психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ;
Факторы, затрудняющие интеграцию отсутствие целенаправленной, систематической, государственной комплексной поддержки детей с ОВЗ, интегрированных в общий поток; несформированность, с одной стороны, адекватного отношения общества к детям с ОВЗ, посещающих массовые ДОУ и обучающихся совместно с нормально развивающимимся учениками, и отсутствие мотивированного желания большинства самих детей– инвалидов и их родителей, с другой стороны, участвовать в социальной и образовательной интеграции.