РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ НА ПУТИ СТАНДАРТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Проектирование образовательной среды школы, способной реализовать требования ФГОС нового поколения
ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ПРОЦЕСС ИЛИ РЕЗУЛЬТАТ? Образование - это процесс и результат освоения человеком (при помощи других) системы ранее выработанных средств, позволяющей взаимодействовать с окружающим миром, развивать свои способности, реализовывать себя и быть успешным в обществе. В такой трактовке образование и развитие по сути одно и тоже
КАКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЖНО НАЗВАТЬ КАЧЕСТВЕННЫМ ? Очевидно такое, при котором выпускник обладает определенными компетенциями: умение учиться: у него сформированы ценностные мотивы учения, развита способность использовать различные источники информации и эффективные приемы познавательной деятельности; умение решать стандартные жизненные ситуации: понимание сущности и значимости проблем, усвоение правил и норм их решения, ориентация в источниках информации, помогающих в их решении; умение ориентироваться в мире ценностей: у него сформированы знания о базовых ценностях, развита способность к определению критериев оценки явлений действительности; готовность к профессиональному выбору: ориентация в ситуации на рынке труда, в собственных интересах и возможностях
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Основы и смысл введения ФГОС ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ и МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ: Смысл введения нового стандарта – ориентировать систему образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКА: ОТ «КОНТРОЛЯ» К «ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА» ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТНОГО ПОДХОДА ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ – ЭТО ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Педагогическое проектирование начинается с анализа ситуации, выявления противоречий, определения проблем для решения, диагностики проблем, выбора идей, их согласования. Для работы школы в режиме развития необходимы определенные условия: опыт инновационной деятельности и, в первую очередь, готовность учителей к изменениям привычного уклада их профессиональной деятельности.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Проектирование единого пространства базового и дополнительного образования на основе многоязычия и поликультурности» Основная цель – развитие личности ученика; Приоритетная задача – формирование единого языкового образовательного пространства и оптимальной воспитательной стратегии
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Проектирование адаптивной среды основного и дополнительного образования на основе технологизации учебной деятельности» Основная цель – развитие нравственной, социально зрелой, гармоничной личности, способной к творчеству и самоопределению. Основная задача - конструирование образовательного пространства школы, обеспечивающего каждому обучающемуся достижение ключевых образовательных компетенций в различных сферах: познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой и культурно-досуговой.
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ, РАБОТАЮЩЕЙ В РЕЖИМЕ РАЗВИТИЯ
АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА Образовательный мониторинг Качество обученности по классу и индивидуально каждого; Независимая оценка качества обучения; Результаты итоговой аттестации; Средний балл по классу и каждого ученика; Качество обученности по предметам; Количество призеров олимпиад и конкурсов. Медико-психолого- педагогическая диагностика Уровень развития познавательной сферы; Показатели здоровья;Психологическое здоровье; Уровень мотивации и познавательного интереса; Уровень школьной тревожности; Психологический в классе
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ Проблемы: высокий уровень утомляемости всех участников образовательного процесса; Необходимость пересмотра наших представлений: не усвоение всего того, что наработано человечеством, а способность применять усвоенные знания и умения самостоятельно. Необходимость создания системы оценки знаний, оценивающий личностный рост ученика, его мыслительные способности, уровень компетенции. Несоответствие между уровнем знаний по предметам (85%) и количеством учащихся, обучающихся на «4» и «5» (54%)
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА 1.Снижение психологической нагрузки и утомляемости учащихся в процессе уроков. 2.Стабилизация показателей здоровья в период обучения в основной школе. 3.Снижение количества учащихся, имеющих тройки по результатам промежуточной аттестации. 4.Увеличение доли уроков, использующих личностно- ориентированною направленность. 5.Усиление роли школьного самоуправления.
Ключевые показатели эффективности (КПЭ) 1.Обучаются на «4» и «5» 60% 70% 2.Эффективность урока ( по методике Т.И. Шамовой ) 60% 70% 3.Основная физкультурная группа 73% 4.Призеры олимпиад 10% 15% 5.Призеры творческих конкурсов 12% 18% 6.Средний балл по результатам ЕГЭ и ГИА Чувствуют усталость уже после 4-ого урока 44% 8.Вызывают тревогу проверка знаний на уроках 60% 9.Не успевают отдохнуть за один день 84%
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ повышение его эффективности; повышение развивающего потенциала урока: Увеличение доли самостоятельной учебной деятельности ученика (системно- деятельностный подход; Организация деятельности формирующей различные компетенции (компетентностный подход) Совершенствование урока:
УРОК Познавательную активность Мотивацию и эмоциональный настрой Творческую составляющую обучения Индивидуальную учебную деятельность дома Уровень успеха каждого ученика Развитие познавательной сферы Формирование компетенций
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ШКОЛЫ Создание в школе зоны отдыха и релаксации Мониторинг здоровья Дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности Санитарно-медицинское обеспечение образовательного процесса Психолого-педагогическая поддержка Здоровьесберегающий урок
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Школьная академия наук Студии художественно- эстетической направленности Ученическое самоуправление Экскурсионная деятельность
Ключевые факторы эффективности Урок Внеурочная образовательная среда Здоровьесберегающая среда Деятельностно- компетентностный подход (в баллах) Показатели развития познавательной сферы % учащихся, обучающихся на «4» и «5» Уровень мотивации % учащихся призеров олимпиад % учащихся, охваченных творческой деятельностью Показатели здоровья заболеваемость Охват спортивными секциями
ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ