Эмоционально-эстетическое развитие дошкольников посредством устного народного творчества. Подготовила воспитатель Простакова В.А.
Актуальность: На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. В концепции дошкольного воспитания (В.В.Давыдов, А.В.Петровский) отмечается, что важнейшим средством является путь, выработанный человечеством, - включение ребенка в культуру общечеловеческую и своего народа, где есть образцы и нормы знаний, поведения, мировоззренческих, этических, эстетических и социальных оценок. Для современных людей полное возвращение к прошлому невозможно. Однако, оглядываясь назад, мы можем взять оттуда все действительно ценное и вечное. В обществе все больше и больше назревает проблема. В последние годы, и об этом приходится говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. В концепции дошкольного воспитания (В.В.Давыдов, А.В.Петровский) отмечается, что важнейшим средством является путь, выработанный человечеством, - включение ребенка в культуру общечеловеческую и своего народа, где есть образцы и нормы знаний, поведения, мировоззренческих, этических, эстетических и социальных оценок. Для современных людей полное возвращение к прошлому невозможно. Однако, оглядываясь назад, мы можем взять оттуда все действительно ценное и вечное. В обществе все больше и больше назревает проблема. В последние годы, и об этом приходится говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.
А ведь только согласованное функционирование этих двух систем, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Дошкольное учреждение работает в содружестве со школой. Общаясь с учителями, я выяснила, что современные дети вспыльчивы, могут быть агрессивными, не умеют сдерживать своих эмоций. А это очень мешает им успешно осваивать школьную программу. Не только дети, но часто взрослые не проявляют сострадания, сочувствия, заботу, взаимопомощь по отношению к другим, не понимают переживания других, неадекватно реагируют на неудачи других. Я поставила задачу эмоционально-эстетического развития детей, а так как работаю в дошкольном учреждении, решить ее возможно через устное народное творчество. Считаю, эта работа с детьми представляется весьма актуальной. А ведь только согласованное функционирование этих двух систем, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Дошкольное учреждение работает в содружестве со школой. Общаясь с учителями, я выяснила, что современные дети вспыльчивы, могут быть агрессивными, не умеют сдерживать своих эмоций. А это очень мешает им успешно осваивать школьную программу. Не только дети, но часто взрослые не проявляют сострадания, сочувствия, заботу, взаимопомощь по отношению к другим, не понимают переживания других, неадекватно реагируют на неудачи других. Я поставила задачу эмоционально-эстетического развития детей, а так как работаю в дошкольном учреждении, решить ее возможно через устное народное творчество. Считаю, эта работа с детьми представляется весьма актуальной.
Формы работы С детьми: беседы, досуги, занятия, игры, театрализованная деятельность. С родителями: родительские собрания, анкетирование, беседы, консультации, оформление фотовитрин, дни открытых дверей, информационное пространство. Для решения поставленных задач разработала перспективный план по самообразованию на 2011 – 2013 уч.год. Такой план позволяет строить работу на принципах последовательности, систематичности, дидактики. С детьми: беседы, досуги, занятия, игры, театрализованная деятельность. С родителями: родительские собрания, анкетирование, беседы, консультации, оформление фотовитрин, дни открытых дверей, информационное пространство. Для решения поставленных задач разработала перспективный план по самообразованию на 2011 – 2013 уч.год. Такой план позволяет строить работу на принципах последовательности, систематичности, дидактики.
Практическая работа Работу начала с детьми младшей группы. Расширила предметно-развивающую среду. В зоне эстетического развития детей выделила уголок «В мире сказок», куда поместила разные виды театра, книги-игрушки, книги-раскладушки, пазлы по сказкам, шапочки-маски. Учила детей инсценировать сказку «Колобок». Работу начала с детьми младшей группы. Расширила предметно-развивающую среду. В зоне эстетического развития детей выделила уголок «В мире сказок», куда поместила разные виды театра, книги-игрушки, книги-раскладушки, пазлы по сказкам, шапочки-маски. Учила детей инсценировать сказку «Колобок».
На данном этапе, решила продолжить работу над развитием у детей интереса к театрализованно-игровой деятельности, а чтобы образы были более яркими, углубила работу по развитию выразительных средств (мимика, жест, интонация). Игровые упражнения по развитию мимики: «Съели кислый лимон» (дети морщатся). - «Рассердились на драчуна» (сдвигают брови). - «Встретили знакомую девочку» (улыбаются). - «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза). - «Обиделись» (опускают уголки губ). - «Умеем лукавить». На данном этапе, решила продолжить работу над развитием у детей интереса к театрализованно-игровой деятельности, а чтобы образы были более яркими, углубила работу по развитию выразительных средств (мимика, жест, интонация). Игровые упражнения по развитию мимики: «Съели кислый лимон» (дети морщатся). - «Рассердились на драчуна» (сдвигают брови). - «Встретили знакомую девочку» (улыбаются). - «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза). - «Обиделись» (опускают уголки губ). - «Умеем лукавить».
Игровые упражнения по обучению жестам. - Покажите высокого мальчика, «низкого»; там, вверх, вниз, вокруг; я ты мы; маленького комарика; медведя. Игровые упражнения по развитию пантомимики. -Завяли, как травка», «Полетим, как птички», «Идёт медведь по лесу», «Крадётся волк за зайцем», «Плывут уточки», «Идут пингвины», «Жук перевернулся на спину», «Скачут лошадки» (рысью, галопом). Эти приемы помогают сделать свою драматизацию интереснее. Игровые упражнения по обучению жестам. - Покажите высокого мальчика, «низкого»; там, вверх, вниз, вокруг; я ты мы; маленького комарика; медведя. Игровые упражнения по развитию пантомимики. -Завяли, как травка», «Полетим, как птички», «Идёт медведь по лесу», «Крадётся волк за зайцем», «Плывут уточки», «Идут пингвины», «Жук перевернулся на спину», «Скачут лошадки» (рысью, галопом). Эти приемы помогают сделать свою драматизацию интереснее.
Работа с родителями Родительское собрание «Здравствуй, новичок», анкетирование; Тематические консультации: «Роль УНТ в развитии эмоциональной сферы ребёнка», «Разновидность р. н. сказок», фотовитрины. Досуг «В гости к сказочнице», Концерт ко Дню матери. Родительское собрание «Здравствуй, новичок», анкетирование; Тематические консультации: «Роль УНТ в развитии эмоциональной сферы ребёнка», «Разновидность р. н. сказок», фотовитрины. Досуг «В гости к сказочнице», Концерт ко Дню матери.
Вывод Произведения УНТ обогащают чувства ребёнка, формируют доброе, гуманное отношение к окружающему миру, способствуют развитию речевой активности, повышают познавательный интерес к окружающему. Дети учатся различать добро и зло. Встреча со сказкой обогащает внутренний мир ребёнка. Заметила, что игры-драматизации стали интереснее, это доставляет детям большую радость, сплачивает их. Но у детей ещё очень слабо развито проявление социальных эмоций, т. е. понимание переживаний других, проявление заботы, взаимопомощи, сочувствия. Поэтому хочу продолжить начатую работу в дальнейшем, так как эта тема актуальна сейчас и будет актуальна всегда. Произведения УНТ обогащают чувства ребёнка, формируют доброе, гуманное отношение к окружающему миру, способствуют развитию речевой активности, повышают познавательный интерес к окружающему. Дети учатся различать добро и зло. Встреча со сказкой обогащает внутренний мир ребёнка. Заметила, что игры-драматизации стали интереснее, это доставляет детям большую радость, сплачивает их. Но у детей ещё очень слабо развито проявление социальных эмоций, т. е. понимание переживаний других, проявление заботы, взаимопомощи, сочувствия. Поэтому хочу продолжить начатую работу в дальнейшем, так как эта тема актуальна сейчас и будет актуальна всегда.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.