Формирование универсальных учебных действий у младших школьников – требование времени. г.Кириллов, 2011 г. Из опыта работы Клятвиной Н.В., учителя начальных классов МОУ «Кирилловская средняя общеобразовательная школа»
В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
УУД ЛичностныеПознавательные Регулятивные Коммуникативные
Регулятивные универсальные учебные действия Принятие и сохранение цели Постановка учебных задач ПланированиеКонтрольОценка Корректирующие УУД
Приемы для организации принятия цели. опора на личный жизненный опыт; опора на личный жизненный опыт; использование занимательного игрового материала; использование занимательного игрового материала; создание проблемной ситуации в процессе целеполагания; создание проблемной ситуации в процессе целеполагания; выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование цели; выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование цели; моделирование цели урока, введение понятия «задача»; моделирование цели урока, введение понятия «задача»; постановка цели на длительный период времени. постановка цели на длительный период времени.
Приемы обучения по формированию умений планирования: составление плана своей деятельности; составление плана своей деятельности; составление плана прочитанного произведения; составление плана прочитанного произведения; составление плана выполнения творческой работы; составление плана выполнения творческой работы; характеристика природных объектов по предварительно составленному плану; характеристика природных объектов по предварительно составленному плану; запись предложений в той последовательности, в которой развивается запись предложений в той последовательности, в которой развивается действие; действие; запись частей текста в той последовательности, в которой развивается запись частей текста в той последовательности, в которой развивается действие; действие; нумерация пунктов плана в соответствии с содержанием прочитанного; нумерация пунктов плана в соответствии с содержанием прочитанного; редактирование плана; редактирование плана; исключение лишних действий в перечне пунктов плана; исключение лишних действий в перечне пунктов плана; восстановление пропуска логического действия; восстановление пропуска логического действия; использование алгоритмических предписаний. использование алгоритмических предписаний.
Приемы обучения у младших школьников умений самоконтроля. прогнозирование результата деятельности (прикидка ответа); комментирование; объяснительные диктанты; проверка задания по конечному результату; проверка по ответу; проверка по ответу, данному в косвенной форме; использование двухсторонних карточек; задания с выбором ответа; задания по словарю.
\ Благодарю за внимание!