Возрастная периодизация И.С.Эльконина. Старшийподростковыйвозраст Младшийподростковыйвозраст Младшийшкольныйвозраст Дошкольныйвозраст Раннее детство Младенчество I Эпоха. Раннее детство II Эпоха. Детство III Эпоха. Ранняя юность Операционно-техническая деятельность Мотивационная деятельность Эмоциональное общение Предметная деятельность Сюжетно- ролевая игра Учебная деятельность Интимно- личностное общение Учебно- профессиональная деятельность Острый кризис (кризис отношений) Неострый кризис (кризис мировоззрения)
Критические периоды Границы нечеткие, кризис возникает незаметно Трудновоспитуемость детей в критические периоды: – строптивость – падение успеваемости и работоспособности – возрастание количества конфликтов с окружающими Негативный характер развития. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития (новообразования) Новообразования критических периодов носят переходный характер
Стабильные периоды Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.
Динамика развития Формирование социальной ситуации развития. Возникновение новообразований. Новая структура сознания ребенка, изменение отношений. Изменение социальной ситуации развития. Наступает связанный с этим критический период.
Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития
Речь ПАССИВНАЯ РЕЧЬ (до 1 года) в это время закладываются основы речевых навыков АВТОНОМНАЯ РЕЧЬ (около 1 года) не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически; общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации; связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний АКТИВНАЯ РЕЧЬ (1,6 – 2 года) Запас слов к 1 году около 30: Вопросы "где?", "как?" слова-действия ("дай!")
Предметная деятельность – манипулирование предметами согласно их назначению Ребенок осваивает: назначение предмета; способы действий с предметами; технику выполнения действий.
Умственное развитие – сенсомоторный период Упражнение рефлексов Первичные круговые реакции Вторичные круговые реакции Координация вторичных схем
Базовая потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности
РАННЕЕ ДЕТСТВО(1 – 3 года) Ведущая деятельность
РАННЕЕ ДЕТСТВО(1 – 3 года) Новообразования: – Начатки самосознания, – Развитие Я-концепции, 90% работы по усвоению языка За три года человек проходит половину пути своего психического развития Достижения
Развитие Я-концепции Первые представления о себе формируются к 1 году К 3 годам: Изучение своего тела – Формирование представления о себе с помощью зеркала – Одухотворение частей тела – Игры с тенью Использование местоимения «Я» Половая идентификация Возникновение самосознания.
Усвоение языка От 10 месяцев до 1,5 лет - критический период в развитии детской речи 1,5 года – 10 слов 3 года – слов 2 года – 200 слов
Умственное развитие – сенсомоторный период 1-1,5 года - третичные круговые реакции – экспериментирование с предметами 1,5 – 2 года - появление символического мышления
Страхи У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.
Базовая потребность возраста – потребность в любви
КРИЗИС 3-х ЛЕТ Перед кризисом: острый интерес к своему изображению в зеркале; ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. остро реагируют на неудачу.
CЕМИЗВЕЗДИЕ КРИЗИСА 3-х ЛЕТ Негативизм Упрямство. Строптивость. Своеволие. Протест-бунт. Симптом обесценивания Деспотизм.
КРИЗИС 3-х ЛЕТ – КРИЗИС СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Позиция «Я сам!» Ребенок познает разницу между «хочу» и «должен» Формирование автономной воли