Возрастные особенности семиклассников Подготовила педагог-психолог лицея 102 Пелихова И.В.
Основные задачи развития в этот период: формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания; формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания; формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов; формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов; формирование интереса к другому человеку как к личности; формирование интереса к другому человеку как к личности; развитие интереса к себе как к личности, формирование первых навыков самоанализа; развитие интереса к себе как к личности, формирование первых навыков самоанализа;
развитие чувства взрослости; развитие чувства взрослости; развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки; развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки; развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания; развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания; развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям; развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям; формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с половым созреванием. формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с половым созреванием.
Особенность, черта характера Положитель ное проявление Отрицательное проявление Воспитательное воздействие 1. Появление чувства взрослости Стремление делать что-то значимое, социально поощряемое Копируются чисто внешние признаки взрослости (курение, употребление алкоголя) Поощрять проявление общественно одобряемых черт взрослости 2. Начало "ценностного конфликта" Отстаивание собственного понимания взглядов на мир. Обличение взрослых в том, что они сами не следуют нормам, которые провозглашают. Соблюдать принципы справедливости, объяснять требования детям.
Особенность, черта характера Положительн ое проявление Отрицательно е проявление Воспитательно е воздействие 3. Новый период в нравственно м развитии Становятся значимыми ценности, выходящие за рамки его жизни (справедливост ь, искренность, свобода, любовь). Ребенку важнее говорить о ценностях, принципах, чем претворять их в жизнь. Взрослые должны отстаивать свою точку зрения, но очень доброжелательно и аргументированн о. 4.Потреби- тельское отношение к взрослым. Желание проверить равенство прав со взрослыми. Расширение своих прав и сужение своих обязанностей. Не снижать требований, объясняя их разумность. Но помогать ребенку выполнять эти требования (он должен чувствовать безопасность).
Особенность, черта характера Положитель ное проявление Отрицательное проявление Воспитательное воздействие 5. "Право на родителей " Хотят получить подтвержде ние того, что их по- прежнему любят. Становятся капризными, требовательны ми, хотят новых проявлений родительской любви. Учить детей различию в способах выражения чувств между взрослыми и детьми, чужими и близкими.. 6. Недостаточный опыт общения Ложь, агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение. Совместный анализ поступков ребенка, выражение понимания
Особенность, черта характера Положитель ное проявление Отрицательное проявление Воспитательное воздействие 7. Развитие самооценки Ребенок начинает ориентиров аться на реальные достижения. Выявляется группа ребят, не считающих себя способными ни к одному предмету. Использовани е "эффекта Розенталя". 8. Потребность говорить о себе. Отсутствие рефлексии и достаточного словарного запаса, описывающего чувства. Дать возможность говорить о себе, своих удачах и неудачах
Особенность, черта характера Положительн ое проявление Отрицательное проявление Воспитательное воздействие 9. Учение обретает личностный смысл. Формируется интерес к какой-либо деятельности Отсутствие учебной мотивации. Создание классов, групп по уровням обучения, по интересам. Занятия научной работой. 10. Познавательн ая активность Пик любознательн ости Формировани е устойчивых интересов. Мода на интересы. Неустойчивый характер интересов, отрицание того, что их главный труд - учеба Формировать воспитывающую образовательну ю среду.
Особенность, черта характера Положительн ое проявление Отрицательное проявление Воспитательное воздействие 11. Формирование понятийного мышления Формируется научный язык, умение логически мыслить Непонимание значения самых распространен ных слов. Давать определение понятий, добиваться полного понимания.
Возможные нарушения в развития личности в подростковом возрасте. "Аффект неадекватности" – искажение самооценки, при котором человек видит только свои успехи, неудачи не замечаются и не анализируются. "Дефицит успеха" - ребенок считает успех случайным, не верит в свои силы. "Задержка развития интеллекта", но возможен "эффект внезапного пробуждения интеллекта" – резко и быстро сформировавшаяся мотивация учения.
Возрастные особенности семиклассников Подготовила педагог-психолог лицея 102 Пелихова И.В.