Тема 3 МЛАДЕНЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Существенная черта психики младенца – многоканальность развития: формирование психики одновременно происходит в различных направлениях.
Ведущая функция - сенсорика Младенчество - сензитивный период для развития моторики
Физическое развитие: интенсивный рост тела и мозговых структур. Меняются пропорции тела, части тела развиваются неравномерно.
Линии (направления) моторного развития: формирование движений глаз, формирование движений руки, развитие общих локомоций. Специфические законы (направления) развития моторики: Цефалокаудальное Проксимодистальное Моторное развитие
Развитие акта хватания 1 фаза – период новорожденности: начинается с хватательного или цеплятельного, «ладонного» рефлекса; 2 фаза – от 1 до 3 мес.: усложнение и координация хаотических движений; 3 фаза – 3-4 мес.: ребенок пытается удерживать тактильные ощущения, у него возникает состояние удовольствия и желание их повторить. Но на этой фазе еще не сформировано основное условие акта хватания – единое сенсомоторное поле. 4 фаза – 5 мес. – сам акт хватания как целенаправленный, произвольный захват предмета. 5 фаза – 5-6 мес. – совершенствование акта хватания, сенсорное и моторное поля расходятся.
Развитие общих локомоций 2-4 мес. – поднимание головы 4-6 мес. – перевороты: сначала со спины на живот, затем – обратно
Развитие общих локомоций 5-6 мес. – ребенок сидит с поддержкой 6-9 мес. – ребенок сидит без поддержки
Развитие общих локомоций 5-7 мес. – ребенок стоит с поддержкой за руки 7-9 мес. – ребенок стоит и держится самостоятельно за что-то
Развитие общих локомоций 6-8 мес. – ползание (может и отсутствовать)
Развитие общих локомоций 8-10 мес. – ребенок начинает ходить при поддержке мес. – стоит без поддержки мес. – ходит без поддержки
Развитие перцепции
Развитие мышления (по Ж. Пиаже) 1 стадия (0-1 мес.). Стадия врожденных рефлексов (сосание, движения слежения, реакция на звук). 2 стадия (1-4 мес.). Улучшение координации между врожденными рефлексами. Возникает первичная круговая (циркулярная) реакция – повторяющиеся действия. 3 стадия (4-8 мес.). Координация зрения и хватания, ребенок пытается продлевать впечатления. Возникает вторичная круговая реакция – повторяющиеся действия ради результата, зачатки преднамеренных действий. Возникает связь между целью и средством.
Развитие мышления (по Ж. Пиаже) 4 стадия (8-12 мес.). Координация сенсомоторных схем, координация цели и средства. Действия для достижения внешних целей (опора на восприятие). 5 стадия (12-18 мес.). Возникновение новых сенсомоторных схем. Третичная круговая реакция – повторяющиеся действия ради экспериментирования. 6 стадия (свыше 18 мес.).Новые схемы действий могут образовываться и на основе образов. Изобретение новых способов действий с предметами.
Предречевое развитие Развитие псевдослов: гуканье – произнесение согласных звуков (расцвет 3-5 мес.) гуленье – произнесение гласных звуков (расцвет 7-8 мес.) лепет – сочетание слогов (6-11 мес.)
Предречевое развитие Развитие интонаций (по Р.В. Тонково- Ямпольской): Интонация недовольства – первая интонация На 2 мес. жизни - звуки спокойного гуления С 3 мес. появляются звуки радости и смеха С 6 мес. интонация радости дифференцируется: возникает радость с восклицанием и более спокойные звуки С 7 мес. – интонация эмоциональной просьбы С года – интонация вопроса.
Эмоционально-социальное развитие