ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Феноменология психического развития Теория культурно-исторического развития высших психических функций Возрастная периодизация психического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алматы 2018 г. Периодизация возраста. Возраст – ограниченный относительными хронологическими границами период в физическом развитии человека.
Advertisements

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Общие вопросы возрастной психологии.
Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина Киреенкова А.,2курс,гр
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 1. ПСИХОЛОГИЯ – ЭТО НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПСИХИКА – ЭТО.
Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина педагог – психолог МОУ «Начальная общеобразовательная школа 1» г.Чебоксары Степанова Валентина Николаевна.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗХРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Лекция 1. Предмет, задачи, методы.
Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы развития. Периодизация психического развития выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности.
Возраст и становление личности Учитель: Зверева С.В. Урок в 10 классе (профиль)
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
Проектирование системы оценки качества дошкольного образования Т.В. Морозова эксперт ИПОП «Эврика»
Выполнила студентка 221 гр. Артеева Вероника. Выготский Лев Семенович ( ), российский психолог. Разработал культурно - историческую теорию, которая.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Психология развития и возрастная психология Выполнила студентка 2 курса заочного отделения Е. Б. Мельник.
Проблема формирования личности на этапе начального общего образования 1.
ГУ им.Шакарима г.Семей СРО По возрастной психологии. На тему: Развитие личности и межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Подготовила: ученица.
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
Транксрипт:

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Феноменология психического развития Теория культурно-исторического развития высших психических функций Возрастная периодизация психического развития Выготского-Эльконина Социальная ситуация развития и особенности личности ребенка раннего и дошкольного возраста. Психологическая характеристика ребенка младшего школьного возраста. Содержание курса: Социальная ситуация развития и особенности личности ребенка подросткового и юношеского возраста Особенности взрослости

Предмет психологии развития (возрастной психологии) – факты и закономерности психического развития человека в онтогенезе Предмет можно представить тремя составляющими : Основные особенности процесса психического развития Психологическая характеристика единицы развития - возраста или периода развития Факторы, условия, движущие силы, механизмы, законы и закономерности психического развития

Особенности процесса психического развития Для определения и правильного понимания сущности процесса развития необходимо уточнить основные понятия. Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции Созревание - последовательные, предварительно запрограммированные изменения внешнего вида организма, а также его сложности, интеграции, организации и функции. К созреванию относятся все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием импульсов роста. Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к появлению количественных, качественных и структурных преобразований психики.

СВОЙСТВА ПРОЦЕССА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Процесс психического развития обладает тремя основными свойствами: необратимость - способность системы к накапливанию изменений, надстраиванию «новых» над «старыми»; направленность – способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития; закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Формы психического развития Филогенез – становление психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом Онтогенез – формирование психических структур в течение жизни индивида, процесс индивидуального развития человека Функционалгенез – развитие отдельной психической функции

Области психического развития психофизическая – внешние и внутренние изменения тела человека психосоциальная – особенности и изменения в эмоциональной и личностной сферах человека, а также сфере межличностных отношений когнитивная (познавательная сфера) – изменения в познавательном развитии, развитие познавательных способностей

Феноменология психического развития

Факторы психического развития Факторы психического развития Фактор – (лат. «влияющий», «воздействующий»)- причина, обстоятельство порождающее чего-либо Биологический фактор Социальный фактор Активность личности - наследственность (генотип: общечеловеческие и индивидуальные задатки) среда активность - врожденность НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – свойства организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития, то есть: - повторять историческое прошлое человека; - индивидуальное развитие. (являются предпосылками психического развития). ВРОЖДЕННОСТЬ – особенности психики, приобретаемые во внутриутробном периоде и во время рождения СРЕДА – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования АКТИВНОСТЬ – деятельное состояние организма. Следующий слайд.

Условия психического развития Условие – то, от чего зависит нечто другое, некое обстоятельство Фактор предопределяет движения, а условие делает возможным отклонение от заданной траектории в сторону, в зависимости от обстоятельств. Например, к условиям относятся: образование, воспитание, любовь, оценка, признание индивида, активность самого индивида. Законы и закономерности психического развития ГетерохронностьГетерохронность развития – асинхронность ( несовпадение) во времени периодов или фаз развития отдельных функций. Периоды интенсивного развития, когда функция чувствительна к внешним воздействиям - сезитивные периоды развития Неравномерность.Неравномерность. У каждой психической функции есть стадии подъема,подъема стабилизациистабилизации и спада. Это соответственно критические и литические периоды развития.спада Содержание.

Движущие силы психического развития - противоречия между потребностями («хочу») и возможностями («могу») индивида. Почву для противоречий создают взрослые.

Законы и закономерности психического развития ГетерохронностьГетерохронность развития – асинхронность ( несовпадение) во времени периодов или фаз развития отдельных функций. Периоды интенсивного развития, когда функция чувствительна к внешним воздействиям - сезитивные периоды развития Неравномерность.Неравномерность. У каждой психической функции есть стадии подъема, подъема стабилизациистабилизации и спада. Это соответственно критические и литические периоды развития.спада

Периодизация Л.С. Выготского Периодизация Л.С. Выготского По мнению Л.С. Выготского содержание каждого периода зависит от: - конкретных исторических условий; - активности личности в процессе обучения. 2 основных принципа периодизации психического развития: * принцип историзма; * развитие ребенка в деятельности. В итоге: 0-1 младенческий возраст (кризис 1-ого года) новообразование. 1-3 раннее детство (кризис 3-ех лет) новообразование. 3-7 дошкольный возраст (кризис 7 –и лет) новообразование школьный возраст (кризис 13-и лет) новообразование пубертатный возраст (кризис 17-и лет) новообразование. Содержание.

Периодизация психического развития. Д.Б. Эльконин Принципы периодизации: принцип историзма; развития в деятельности; чередования основных типов деятельности, сфер познания Младенческий возраст (0-1 год) ввд непосредственное эмоциональное общение. Новообразование: потребность в общении Раннее детство (1-3 года) ввд предметно-манипулятивная деятельность. Новообразования: прямохождение, речь, наглядно-действенное мышление Дошкольный возраст (3-7 лет) ввд ролевая игра. Новообразование: потребность в общественно-значимой, общественно-оцениваемой деятельности. Младший школьный возраст (7-11 лет) ввд учение. Новообразования: произвольность, рефлексия,в нутренний план действий Подростковый возраст (11-15 лет) ввд интимно-личностное общение. Новообразования: стремление в взрослости, независимости, становление самооценки Старший школьный возраст (15-17 лет) ввд учебно-профессиональная деятельность. Новообразования: профессиональные интересы, мировоззрение