Формирование ключевых компетенций школьников – главное условие реализации компетентностного подхода Разработали: Горбунова С.Н. Селиванова С.А. Мартюшева Л.А. Белышева Н.Ю. Глухова Е.А.
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. М. Монтень Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. Дистервег
Типология проекта По продолжительности – долгосрочный (3 года) По количеству участников – коллективный По характеру контактов – внутришкольный По содержанию – интегрированный По характеру доминирующего в проекте метода – практико-ориентированный
Актуальность Современное общество, новый уровень развития экономики выдвигают новые требования к результатам и качеству образования: выпускник школы должен быть компетентным, мобильным, способным решать жизненные и профессиональные проблемы В образовательном процессе должен стать приоритетным компетентностный подход
Актуальность Необходимость формирования ключевых компетенций учащихся определяется следующими нормативными документами: Образовательные стандарты 2004 года Концепция образовательных стандартов II поколения Концепция модернизации российского образования до 2010 года Концепция программы развития системы образования Пермского края
Тезаурус Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентностный подход - это освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в нестандартных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Ключевые компетенции - результат образования, выражающийся в овладении социально-значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.
Ключевые компетенции (по А. Хуторскому) * Компетенция в сфере ценностно- смысловых ориентаций (умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, определять программу жизнедеятельности в целом). * Компетенция в сфере самостоятельной познавательной деятельности, личностного самосовершенствования, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных.
Ключевые компетенции (по А. Хуторскому) * Компетенция в сфере гражданско- общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя). * Компетенция в сфере социально- трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации).
Ключевые компетенции (по А. Хуторскому) * Компетенция в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.). * Компетенция в сфере культурно- досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность, знания национальной и общечеловеческой культуры, роль науки и религии).
Ключевые компетенции (по А. Хуторскому) * Информационно-коммуникационная компетенция (умение добывать информацию из различных источников, перерабатывать ее, анализировать, обобщать, делать выводы; умение работать в группе, владеть различными социальными ролями в коллективе).
Проблемный анализ Оценка качества образования в международных исследованиях PISA выявила недостаточную сформированность ключевых компетенций у школьников России
Результаты по всем направлениям исследования PISA Математика ЧтениеЕстествознание Решение проблем
Проблемный анализ По результатам анкеты, проведенной в школе, выявлен низкий теоретический уровень педагогов: в частности 60% - 80% педагогов не могут раскрыть сущность понятий «компетенция», «компетентность» 30% - 40% педагогов затрудняются ответить на вопрос «Какие ключевые компетенции Вы должны формировать у учащихся?» В образовательной деятельности отсутствует система по формированию ключевых компетенций школьников
Проблема Педагогическая деятельность учителей недостаточно направлена на формирование ключевых компетенций учащихся
Цель Направление педагогической деятельности учителя на высокий уровень формирования ключевых компетенций учащихся
Задачи Изучить современные подходы к вопросу формирования ключевых компетенций учащихся Внедрить новые педагогические технологии, направленные на формирование ключевых компетенций учащихся Разработать и внедрить систему мониторинга сформированности ключевых компетенций учащихся
Прогнозируемый результат Знание педагогами современных подходов по формированию ключевых компетенций Применение новых педагогических технологий, направленных на формирование ключевых компетенций учащихся. Создание системы мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций учащихся Повышение уровня формирования ключевых компетенций учащихся
План реализации проекта I этап Подготовительный (август - декабрь 2009 года) Анкетирование педагогов по теоретическим вопросам формирования ключевых компетенций. Входная диагностика уровня сформированности ключевых компетенций школьников. Изучение нормативных документов. Изучение международного опыта критериев оценки качества образования (PISA и TIMMS). Изучение современных подходов к вопросу формирования ключевых компетенций.
План реализации проекта Изучение новых педагогических технологий, направленных на формирование ключевых компетенций учащихся. Разработка системы мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций учащихся. II этап Практический (январь 2010 г. – декабрь 2011 г.) Внедрение новых педагогических технологий, направленных на формирование ключевых компетенций учащихся. Мониторинг сформированности ключевых компетенций учащихся.
План реализации проекта Координирование действий педагогов- предметников в процессе формирования ключевых компетенций. Оказание необходимой методической помощи. III этап Рефлексивный (январь 2012г. - июнь2012 г.) Мониторинговые исследования уровня профессиональных компетенций педагогов. Мониторинговые исследования уровня сформированности ключевых компетенций учащихся. Обобщение результатов реализации проекта. Обобщение опыта школы по формированию ключевых компетенций учащихся.
Критерии оценки результатов Знание педагогами современных подходов формирования ключевых компетенций учащихся (80%-100%) Применение новых педагогических технологий, направленных на формирование ключевых компетенций учащихся (не менее 50% учителей) Положительная динамика формирования ключевых компетенций учащихся(не менее 30%)
Миссия Учитель, помни! Формируя ключевые компетенции ученика, Вы во многом определяете его дальнейшую судьбу. Ведь именно Вы закладываете фундамент его будущей мобильности, социальной адаптированности, успешности. Дети смогут стать Икарами, Взмоют в небо беспредельное, Если силами Учителя Прочно будут крылья выращены.