Стили родительского воспитания Цель: определить свое отношение к процессу воспитания детей
Одна из функций семьи – продолжение человеческого рода
Все желательное –результат нашего воспитания; Все не желательное –из-за дурного влияния друзей, улицы, школы, ср. массовой информации. Современная семья чувствует ответственность за развития ребенка, но принимает ее частично:
Чаще всего поведение родителей строится так: Ребенок «начинен» всевозможными проблемами и «злом всего мира», выкорчевать которые – и есть задача родителя (воспитателя). Ребенок из субъекта социального взаимодействия, превращается в объект воздействия,манипулирования,
Типы материнского отношения : Матери легко и органично приспосабливались к потребностям ребенка. Для них было характерно поддерживающее, разрешающее поведение. М. сознательно старались приспособиться к потребностям ребенка,однако они часто доминировали над ребенком. М. не проявляли большого интереса к ребенку.Основу материнства составляло чувство долга, в качестве инструмента воспитания применялся жёсткий контроль. М.характеризовались непоследовательностью. Они вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, их воспитательные действия носили противоречивый характер. (устойчивый невроз)
Стили воспитания: Демократический Контролирующий Смешанный
демократический Высокий уровень вербального общения между детьми и родителями; включенность детей в обсуждение семейных проблем. Учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; Ограничение собственной субъективности в видении ребенка. В результате воспитания: Дети социально активны. С трудом поддавались внешнему контролю. Им не был присущ альтруизм (бескорыстие) и эмпа т ия ( проникновение, сопереживание)
Контролирующий Значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. В результате воспитания: Дети послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, не агрессивны.
Смешанный В результате воспитания: Детям присуща внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности. Оригинальности мышления, бедная фантазия.
Типы родительского отношения, способствующие возникновению той или иной аномалии развития
Гипопротекция- недостаток опеки и контроля за поведением. Приводит к безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы о физическом и духовном благополучии подростка, делах, интересах, тревогах. Провоцирует ассоциальное поведение –побеги из дома, бродяжничество и т.д.
Доминирующая гиперпротекция- обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов усиливает несамостоятельность, нерешительность, неумение постоять за себя, вызывает чувство протеста против неуважения к его «Я», резко усиливаются реакции эмансипации.
Потворствующая гиперпротекция - воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрез мерное покровительство и обожание, результирующее непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетается с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует формированию психопатий истероидного типа.
Повышенная моральная ответственность- Несоответствие и возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивое ожидание больших успехов в жизни в сочетании с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, Дети не выдерживают непосильной ответственности и что приводит к образованию депрессий. Ненависть и агрессию.
Черты патологических видов воспитания Низкая сплоченность членов семьи разногласия между ними; Высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности требований к ребенку; Выраженная степень опеки и ограничительства в каких –либо сферах жизнедеятельности детей; Повышенная стимуляция, преувеличение возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.