Подготовка фондов оценочных средств (ФОС): подходы и технологии Кузьмина Е.И., зам.дир. по УПР БГОУ СПО «Оренбургский государственный колледж»
Отметка – это зафиксированный результат процесса оценивания. Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого(чего)-нибудь. Это есть сравнение результата с эталоном.
Текущий контроль успеваемости Промежуточная аттестация Итоговая государственная аттестация Виды контроля: Виды контроля: Устные формы контроля Устные формы контроля Письменные формы Письменные формы Контроль с помощью технических средств и информационных систем Контроль с помощью технических средств и информационных систем Типы контроля: Типы контроля:
собеседование коллоквиум зачет экзамен (по дисциплине, модулю, итоговый государственный экзамен) тест контрольная работа эссе и иные творческие работы реферат отчет (по практикам, научно-исследовательской работе студентов и т.п.) курсовая работа ПЭР, ВКР и др. Традиционные формы контроля:
Оценка решения кейса Оценка результатов работы по методу «мозгового штурма» Оценка результатов деловой игры Оценка результатов проектной деятельности Инновационные оценочные средства :
диагностичность целей контроля; соответствие целям обучения; качество предлагаемых критериев, показателей, индикаторов оценивания; полнота и системная организация оценочных материалов; наличие уровней трудности, сложности, адаптивные механизмы предъявления, вариативность; обеспечение контроля междисциплинарных связей; стимулирование познавательной активности (разнообразие форм заданий, контекстные задания, релевантное и интегрированное оценивание, рефлексия, взаимооценка); Критерии Критерии эффективности оценочных средств:
формирование навыков самооценивания; использование современных принципов контроля (компетентностный подход, объективность, внешняя оценка, автоматизация процедур и т.п.); надежность и валидность результатов контроля; результаты содержательной экспертизы, данные апробации, количественные характеристики качества заданий; объем, полнота охвата и оригинальность материалов, в т.ч. результаты собственных научных исследований и т. д. Критерии Критерии эффективности оценочных средств (продолжение):
комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для: оценивания компетенций на разных стадиях обучения учащихся, аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС СПО/НПО по завершению освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности или профессии Фонд оценочных средств Фонд оценочных средств -
тестовые задания по дисциплине по всем дидактическим единицам; перечень вопросов к экзамену/зачету; перечень значимых кейсов; перечень деловых игр; перечень тем курсовых работ; перечень тем проектных работ; перечень тем НИРС; перечень тем выпускных квалификационных работ; комплексные оценочные средства; срезовые контрольные работы. Содержание ФОС:
Оценка продукта деятельности: соответствие (оформления витрины, демонстрационных стендов, эстетической выкладки товара, цветового решения) содержанию и правилам (оформления торговых предложений); соответствие (простейших опросных анкет по сбору количественной и качественной информации) целям и задачам (опроса); соблюдение требований к (структуре при составлении простейших объявлений); достижение (поставленных целей и задач занятия); Требования к формулировкам показателей:
Оценка процесса деятельности: соответствие … (технологическим требованиям, СНиП, СанПиН…); соответствие этапов (определения неисправностей и объема работ автомобиля, его агрегатов и систем инструкционной карте);осуществление всех форм банкетного обслуживания в соответствии с профессиональными стандартами обслуживания; соблюдение технологической последовательности (маршрута, алгоритма)…; выполнение требований (инструкций и правил техники безопасности в ходе разборки, сборки узлов, агрегатов автомобиля и устранения неисправности); использование новых технологий (или их элементов) при…
Оценка процесса и продукта деятельности при наблюдении (проверке): точность (правильность) выбора (материалов для …, режима…); точность (диагностики …, определения, расчетов) СЛОВО «ПРАВИЛЬНОСТЬ» МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ, ЕСЛИ КРИТЕРИИ ПРАВИЛЬНОСТИ ОДНОЗНАЧНЫ; точность и скорость чтения чертежей; скорость и техничность выполнения всех видов работ по обслуживанию посетителей предприятий питания; своевременность (оказания неотложной доврачебной помощи при терминальных состояниях); результативность информационного поиска; правильность (рациональность) распределения времени на выполнение задания; Качественные характеристики:
Оценка обоснования обучающимся выбора решения: - аргументированность преимуществ торгового предложения; - обоснованность отбора и оформления коммерческой рекламной информации для потребителей; - адекватность оценки методов…; - ясность и аргументированность (изложения собственного мнения); - полнота и доступность (рекомендаций потребителю в устной и письменной форме (на русском и иностранном языках)); Качественные характеристики (продолжение):
1. «Проект»: практико-орентированный, творческий проект 2. «Конструктор»: задание с избыточным, недостаточным набором элементов, на изменение системы путём замены элементов 3. «Исследование»: научное, технологическое 4. «Роль»: «полевой» вариант, имитационно-игровой вариант 5. «Ситуация»: метод кейсов Типы контрольно- оценочных заданий:
Паспорт ФОС (на сайте РЦРО) Паспорт ФОС (на сайте РЦРО) Пример комплекта КОС по дисциплине (бакалавриат) Пример комплекта КОС по модулю (бакалавриат)