О ТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ : «О БОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ УГЛЕВОДОРОДАХ » В 10 «Б» КЛАССЕ Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 36 Учитель химии высшей категории Завгородняя В.М. Таганрог 2011 г.
О БОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ : «У ГЛЕВОДОРОДЫ »
Ц ЕЛИ И ЗАДАЧИ : Обучающая - повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся об углеводородах на основе сравнительной характеристики состава, строения и свойств, обеспечивающее обратную связь и корректировку учебного процесса: выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений, готовности учащихся применять полученные знания на практике; Развивающая - развитие логического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения.. Воспитывающая - воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности. Оборудование - карточки для учащихся, бланки ответов, таблицы строения разных классов углеводородов, компьютер, медиапроектор.
ВопросВ- 1 (этан) В- 2 (этен) В- 3 (этин) 1Атомы углерода находятся в первом валентном состоянии 2Для данного класса характерна пространственная изомерия 3Невозможно свободное вращение атомов углерода относительно углеродной связи 4Можно получить реакцией Вюрца 5Можно получить из дигалогеналкана 6Обесцвечивает бромную воду 7Характерна реакция свободнорадикального замещения 8Полимеризуется 9Используются в быту как топливо 10При н.у. является газом
ВопросВ- 1 (этан) В- 2 (этен) В- 3 (этин) 1Атомы углерода находятся в первом валентном состоянии +-- 2Для данного класса характерна пространственная изомерия -+- 3Невозможно свободное вращение атомов углерода относительно углеродной связи -++ 4Можно получить реакцией Вюрца+-- 5Можно получить из дигалогеналкана-++ 6Обесцвечивает бромную воду-++ 7Характерна реакция свободнорадикального замещения +-- 8Полимеризуется-++ 9Используются в быту как топливо+-- 10При н.у. является газом+++ 5 баллов – 9-10 правильных ответов 4 балла – 7-8 правильных ответов 3 балла – 5-6 правильных ответов
1. На примере пятого члена гомологического ряда алкенов составьте структурные формулы: двух изомеров положения двойной связи, углеродной цепи, межклассовых изомеров. Назовите их. 2. Почему М.И.Коновалов назвал алканы «химическими мертвецами»? 3. Картофель, собранный хозяйкой на дачном участке, был помещен в подвал на зимнее хранение. Чтобы клубни картофеля лучше сохранились, она положила в закром несколько зрелых яблок. Какова роль яблок в сохранности клубней картофеля? 1. Какие углеводороды и при каких условиях взаимодействуют: с хлором, бромной водой, раствором перманганата калия? 2. Какая связь между парафином и спичками? 3. Почему нельзя написать химическую формулу нефти? I вариантII вариант
О СУЩЕСТВИТЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ : AL 4 C 3 CH 4 C 2 H 2 C 6 H 6 C 6 H 5 NO 2 (1 балл) C 2 H 2 C 2 H 4 C 2 H 5 Br C 2 H 4 полимер (1 балл) CH 4 Br 2, свет X 1 NA X 2 CL 2, свет X 3 KOH (спирт),t X 4 Br2 X 5 (2 балла) Известняк этаналь (3 балла)
1. Al 4 C H 2 O 4Al(OH) CH CH ˚ C 2 H H C 2 H 2 C активированный C 6 H 6 4. C 6 H 6 + HONO 2 C 6 H 5 NO 2 + H 2 O (1балл) 1. C 2 H 2 + H 2 C 2 H 4 2. C 2 H 4 + HBr C 2 H 5 Br 3. C 2 H 5 Br + KOH спирт,t C 2 H 4 + KBr + H 2 O 4. n C 2 H 4 (=CH 2 =CH 2 - )n раз (1 балл) 1. СН 4 + Br 2 свет CH 3 Br + HBr ; X 1 = CH 3 Br 2. 2CH 3 Br + 2Na C 2 H 6 + 2NaBr ; X 2 = C 2 H 6 3. C 2 H 6 + Cl 2 свет C 2 H 5 Cl + HCl ; X 3 = C 2 H 5 Cl 4. C 2 H 5 Cl + KOH спирт C 2 H 4 + KCl + H 2 O ; X 4 =C 2 H 4 5. C 2 H 4 + Br 2 C 2 H 4 Br 2 ; X 5 =C 2 H 4 Br 2 (2 балла) 1. СaCO 3 CaO + CO 2 2. CO Mg 2 MgO + C 3. 2C + Ca CaC 2 4. CaC 2 + 2H 2 O C 2 H 2 + Ca (OH) 2 5. C 2 H 2 + H 2 O Hg2+ CH 3 COH ( 3 балла)
А1. В молекуле пропена СН2 = СН - СН3 орбитали атомов углерода под номерами 1, 2, 3 имеют тип гибридизации: 1. sp2 – sp – sp3 2. sp2 – sp2 – sp3 3. sp – sp2 – sp3 4. sp3 – sp2 – sp А2. Взаимодействие между С2Н4 и НCL относятся к реакциям: 1. присоединения 2. замещения 3. окисления 4. полимеризации А3. Какой непредельный углеводород можно получить из 1, 1- дибромбутана: 1. бутин-1 2. пентин-1 3. бутадиен-1, 3 4. бутин-2 А4. При обесцвечивании пропином бромной воды образуется конечный продукт с названием: 1. 1, 2- дибромпропен 2. 1, 1,2,2-тетрабромпропен 3. 2,3- дибромпропен 4. 1,2,3,4- тетрабромпропан А5. Укажите конечный продукт(Х3) в цепочке превращений: AL4C3 +H2O X1 +Cl2,hv X2 +Na, t X3 1. этилатнатрия 2. этан 3. метилат натрия 4. метан
В1. Этилен реагирует с : А)Н2SO4 Б)HCl В)KOH Г)Na2CО3 Д)KMnO4 Е)Ag2O(NH3) B2. Установите соответствие между названием вещества и числом п-связей в его молекуле. Название вещества Число π -связей в молекуле 1) Пропен а) ноль 2) Этан б) одна 3) Ацетилен в) две 4)Бутадиен-1,3 г) три д) четыре В3. При взаимодействии 10л метана и 10 л хлора образуется трихлорметан (н.у.)объемом л.(запишите число с точностью до целых). 1234
С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: Ацетат натрия-метан-ацетилен-бензол- этилбензол-стирол-бензойная кислота. С2. Относительная плотность паров дихлоралкена по воздуху равна 3,345. Установите молекулярную формулу дихлоралкена. Сколько изомеров имеет данное соединение
Сравнительная характеристика классов углеводородов Признаки сравнения АлканыАлкеныАлкиныАрены Тип гибридизации Вид связи Валентный угол Форма молекулы Длина связи Виды изомерии Приложение 1