Новые подходы и принципы организации воспитательной работы в Новой школе
ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ- это объединение субъектов (педагогов, детей, их родителей) на основе общих ценностей, ценностных ориентиров, норм, смыслов общения и взаимодействия, характеризующееся наличием общих традиций, инноваций, помощью и поддержкой друг друга с целью развития профессионализма педагогов, педагогической культуры родителей, успешной социализации и самореализации ребенка
Детско-взрослое сообщество – это такая общность взрослых и детей, для которого характерны содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются склонности, особенности каждого, его желания, его права и обязанности.
ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ- первичная контактная группа детей и взрослых, проявляющая схожие потребности и интересы, осуществляющая пересечение ценностей и смыслов участников в совместной деятельности и общении, отражающую характер связей и отношений между участниками
Школа генеральных конструкторов Молодёжное авиационное конструкторское бюро Космические технологии Бизнес- инкубаторы … Пространство совместно распределенной деятельности Пространство событийной общности Пространство рефлексирующего сознания Пространство субъект- субъектных отношений
ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ Пространство событийной общности Пространство субъект- субъектных отношений Пространство совместно распределенной деятельности Пространство рефлексирующего сознания
Общность – первое условие воспитания детей воспитывает мировоззрение способствует взрослению формирует отношение к культурным ценностям формирует культуру досуга способствует развитию способностей, новой культуры мышления даёт возможность проявляться инициативам.
Основные положения формирования ДВО: Индивидуальный подход в воспитании и обучении Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, педагогом- психологом, администрацией, педагогом-организатором Системность в работе
Освоение пространств детско-взрослой общности
Субъект - это участник отношений, от которого исходит активность. Субъект - субъектные отношения рассматриваются как основа развития образовательного процесса, а также как ситуация развития индивидуального субъекта этих отношений
Детско-взрослая общность является фактором воспитания и развития субъектности, если она: проявляет благоприятный подвижный баланс эмоциональных связей и рациональных отношений, характерный для со-бытийной общности; создает пространство для позиционного открытого взаимодействия участников, творческого самовыражения в позиции, в деятельности; стимулирует индивидуальную и совместную рефлексию, актуализирующую и развивающую субъектные качества; позиция взрослого в детско-взрослой общности выстроена в логике содействия.
Условия создания субъект-субъектных отношений учеба не должна доминировать настолько, чтобы затмевать другие формы жизнедеятельности ребенка ребенок должен найти индивидуальные формы и пространства достижения своей успешности, что станет стимулом его саморазвития (а педагоги должны поддержать его в этом); пространство жизнедеятельности детей должно быть открытым, это способствует открытости каждого.
Педагогическое содействие Специфика - стимулирование и поддержка осознанной активности участников детско-взрослой общности.
Алгоритм педагогического содействия становлению и развитию субъектности в детско- взрослой общности включает следующие этапы эмоциональное и деятельностное включение участников, проблематизация, позиционирование, индивидуальная и групповая проектная деятельность, закрепление.
Какими ключевыми компетенциями должны обладать руководитель, педагог, формирующие детско- взрослую общность в современном общеобразовательном учреждении?
Условия продуктивности педагогического содействия педагог учитывает тип детско-взрослой общности, его возможности и препятствия для развития субъектных качеств участников, проявления и смены ими уровней субъектности, стратегий поведения в общности; педагог стимулирует и направляет функционирование детско-взрослой общности, уделяя особое внимание рефлексивным процессам в общности, гуманистическим ценностям и смыслам участников, проявляемым в общности; педагог выстраивает открытое межпозиционное взаимодействие с участниками, поддерживает проявление ими своей позиции, является активным участником общего взаимодействия.
Принцип семи «У»: 1.улыбчивости 2.уважительности 3.удивительности 4.убедительности 5.успешности 6.уверенности 7.уравновешенности улыбайся, уважай, удивляй и убеждай успевай и уверяй про себя не забывай!
Принципы: Принцип комплексного подхода. Работа с детьми носит комплексный характер, она основана на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога- психолога, учителей-предметников, педагога-организатора. ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа. Принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости. Принцип целостности воспитывающей среды, взаимосвязи природных, социальных и культурных процессов и традиций в семье, школе, городе, стране. Принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).
Основные принципы образовательной общности: развитие как детей, так и взрослых современность разновозрастность взаимопонимание и доверие самоосознание
Критерии эффективности функционирования классной детско-взрослой общности адекватная самооценка (социальный статус); общечеловеческие ценности; оценка отношений учитель-ученик; удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе; осознание детьми прожитых школьных лет как События.
Типы ДВО Диадная общность Общность-группа Общность-через-посредника Общность-в-воображении
Типы ДВО Структурированный закрытый Структурированный открытый Неструктурированный открытый Неструктурированный закрытый
Структурированный закрытый тип общности школьный класс учебная студенческая группа семья Общность характеризуется структурированностью, заданной школой как социальным институтом, определенностью норм и правил жизни, предписанностью поведения членов общности,закрытостью как необходимостью находиться в данной общности, отсутствием свободы «входа» и «выхода». Однако закрытость не предполагает отстраненность от социальных влияний школы и общества. Решение педагогических задач, свойственных данному типу общности, – развитие класса как социально-психологической общности, формирование гуманистического микроклимата, проявление сплоченности, защищенности, активности в общности, которые создают условия для развития каждого, его обособления и отождествления.
Структурированный открытый тип общности молодежные общественные объединения, кружки, секции, досуговые объединения, студенческие клубы, юношеские клубы, клубы по интересам. Общность характеризуется относительной открытостью, у нее свои правила, которые срабатывают как фильтры при внешнем воздействии, определяются ее приоритетными интересами. Структура общности задается содержанием деятельности, которая определяется приоритетным интересом, значимым для всей общности. Задачами взрослых являются: развитие общности через интересную и значимую социально-культурную деятельность; поддержание развития общности как коллективного субъекта в социально и индивидуально значимых способах самореализации и саморазвития; расширение пространства и способов самореализации для участников клуба; стимулирование осознанных авторских проектов участников клуба, самого клуба как коллективного субъекта.
Неструктурированный открытый тип общности субкультурные общности открытого типа, игровые общности, игровые общности в условиях временного детского коллектива, сбор (общность на сборе). Характеризуется относительной открытостью, добровольностью участия и значимостью игровой ситуации для участников. Общность задана игровой ситуацией, ее структура задается игрой, правилами и нормами игры, но в ней отсутствует жесткая социально-нормативная заданность, поэтому общность рассматривается как неструктурированная.
Неструктурированный закрытый тип общности дружеские группы, субкультурные общности закрытого типа, группы встреч, тренинговые группы (Т-группы). Наиболее типичной можно считать тренинговую группу, так как в ней реально присутствует детско-взрослая общность, взрослый включен в данную группу. Тренинговая группа в настоящее время все увереннее занимает свое место в работе не только психологов, но и педагогов, других взрослых. Тренинговая группа выстраивается вокруг открытого общения, имеет целевую направленность для отработки каких - либо личностно значимых свойств и качеств в процессе общения. Данная общность характеризуется закрытостью, четкой определенностью «свой – чужой» в существующей эмоционально– психологической общности, выработанными группой правилами поведения. Общность не стремится к структуре.
Стратегии поведения в детско- взрослой общности: Избирательная стратегия «Что это? И зачем мне это?» Стратегия эмоциональной включенности «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!!!» Стратегия деятельностной включенности «Нам интересно, мы умеем жить и творить вместе!» Авторская стратегия «Мне интересно, и я знаю, как можно сделать нашу жизнь лучше, понимаю, что мне дает группа!» Социокультурная стратегия «Как сделать наш мир лучше? Что мы можем для этого сделать?»
10 заповедей воспитания 1.Главная цель воспитания – счастливый человек. 2.Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе. 3.Воспитание без уважения – подавление. 4.Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству. 5.Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно. 6.Развивай в себе незаурядность. 7.Не будь занудой, не ной и не паникуй. 8.Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей. 9.Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным. 10.Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
Исследования Института педагогических инноваций РАО (В.И. Слободчиков) Событийная общность. Было предположено, что именно внутри конкретной общности образуются собственно человеческие способности, позволяющие индивиду: входить в различные другие общности и приобщаться к определенным формам культуры, выходить из данной общности, индивидуализироваться в ней и самому творить новые формы, то есть быть самобытным.
Со-бытийность - особое состояние детско-взрослой общности, которое находит выражение: в эмоциональном сближении членов общности; в свободном характере связей и отношений внутри общности; в проявлении общего ценностно-смыслового пространства общности; в наличии открытого межпозиционного взаимодействия между участниками; в значимости для участников индивидуальных и совместных рефлексивных процессов, позволяющих осознать и проявить свою субъектность. Событийная общность может возникнуть внутри уже существующей детско-взрослой общности в любом из выделенных типов или как новая кратковременная детско- взрослая общность.
Со-бытийность в ДВО характеризует совместное бытие, соприкосновение жизней (бытия) нескольких людей, пересечение их в общем эмоционально-психологическом и ценностно-смысловом пространстве, которое ощущается ими как встреча Я - Ты,духовная общность, «бытие-с- другими», чувство «МЫ».
http: irro-ku.narod.ru тел. 8(34-39)
Спасибо за внимание!
УСПЕХОВ В РАБОТЕ!