Институциональная организация системы надзора за НПФ в Украине Заместитель Председателя Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины Юрий Прозоров Региональный семинар IOPS по вопросам пенсионного надзора для стран СНГ, Кавказа, Центральной Азии Турция, Стамбул, февраля 2010 года
Украина на карте Европы Население – 46 млн.чел. мужчины – 21,2 млн.чел. женщины – 24,8 млн.чел. Пенсионеры – 13,7 млн.чел.
Система негосударственного пенсионного обеспечения в Украине Система НПЗ начала функционировать в Украине в 2004 году 1. Закон Украины О негосударственном пенсионном обеспечении от – вступил в силу Закон Украины Об общеобязательном государственном пенсионном страховании от – вступил в силу Закон Украины О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг от Другие нормативно-правовые акты Правовая база 3
1-й уровень солидарная система общеобязательного государственного пенсионного обепечения (Pay-as-you-go) 1-й уровень солидарная система общеобязательного государственного пенсионного обепечения (Pay-as-you-go) 2-й уровень обязательная накопительная система (Funded, DC). Не внедрена 2-й уровень обязательная накопительная система (Funded, DC). Не внедрена 3-й уровень добровольная накопительная система (defined contributions). Внедрена в й уровень добровольная накопительная система (defined contributions). Внедрена в 2004 Обеспечение минимального уровня жизни после выхода на пенсию Обеспечение обычного уровня жизни после выхода на пенсию Трехуровневая система НПЗ 4
Пенсионные продукты Финансовые институты накопления и выплат пенсий Вид пенсий Вкладчики и участники Негосударствен ные пенсионные фонды (НПФ): Открытые Корпоративные Профессиональные Страховые компании (страхование жизни) Банковские учреждения вклады Пенсионные схемы - DC Договора страхования пожизненной пенсии Пенсионные депозитные счета Пожизненные выплаты (аннуитеты) Виплаты на определенный срок Выплаты до исчерпания счета 5
Схема функционирования НПФ Инвестирование пенсионных активов Распоряжение о выплатах за счет активов НПФ Распоряжение об инвестировании пенсионных активов Договор об администрировании Договор про хранение активов Договор про управление активами 2. Пенсионный фонд (Юр.лицо – неприбыльная организация) Совет НПФ (не меньще 5 чел) 1.Учредители НПФ 5. Банк - хранитель 4.Компания по управлению активами НПФ (юр. лицо) 6.Администратор НПФ (юр. Лицо) Участники НПФ Получают пенсионные выплаты Вкладчики переводят денежные средства в пользу участников НПФ Заключение пенсионного контракта Объекты инвестирования 6
Основные показатели состояния рынка НПО в Украине 7 По состоянию на конц 2009 года в Украине зарегистрирвано: 109 негосударственных пенсионных фондов (реально начали работу 74); 49 администраторов негосударственных пенсионных фондов (имеют лицензию 36).
Государственное регулирование системы НПЗ в Украине Компании по управлению активами Банки-хранители (депозитарная деятельность) Банковские учреждения Банки-хранители (банковская деятельность) Негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, банковские учреждения в части ведения пенсионных счетов 8 Функция государственного надзора за НПФ рассредоточена между 3 органами
Госфинуслуг 9 Создана в 2003 году Орган исполнительной власти Подотчетна и подконтрольна Кабинету Министров Украины Осуществляет регулирование и надзор за страховщиками, НПФ; кредитными союзами и другими кредитными учреждениями (кроме банков); фондами финансирования строительства; ломбардами, лизинговыми компаниями и другими небанковскими финансовыми учреждениями; Решения принимаются коллегиально: Председатель и 8 членов Комиссии – назначаются и увольняются правительством Финансируется за счет средств Государственного бюджета Украины Проекты нормативно-правовых актов подлежат согласованию в Государственном комитете по вопросам регуляторной политики, других органах, если нормы такого акта касаются их полномочий, а также проходят правовую экспертизу в Министерстве юстиции Украины
10 Организационная структура Госфинуслуг в гг. (отраслевой принцип) Председатель Департамент страхового надзора Департамент надзора за НПФ Департамент надзора на финкомпа- ниями Департамент госрегулирова- ния и развития рынков финуслуг Департамент надзора за кредитными учреждениями Юридический департамент Первый заместитель Заместитель Функции надзора за отдельным финансовым учреждением (лицензирование, анализ отчетности, инспектирование) сосредотачивалась в одном департаменте, а все решения по субъекту надзора принимал только один директор департамента.
11 Новая организационная структура Госфинуслуг, ориентированная на надзор на основе рисков Департамент регистрации, лицензирования и разрешительных процедур Департамент регистрации, лицензирования и разрешительных процедур Департамент пруденциаль- ного надзора Департамент пруденциаль- ного надзора Инспекционный департамент Департамент стандартов регулирования и надзора Департамент временного администри- рования Департамент временного администри- рования Председатель Первый заместитель Заместитель Надзор на основе оценки рисков сосредотачивается не только в департменте пруденциального надзора – они являются основой для планирования инспекционной деятельности, а так же для принятия решения о передаче учреждения под индивидуальный надзор Функции надзора за отдельным финансовым учреждением (лицензирование, анализ отчетности, инспектирование) осуществляют разные департаменты.
12 Основные направления регулирования регистрация негосударственных пенсионных фондов лицензирования юридических лиц, предоставляющих услуги по администрированию негосударственных пенсионных фондов осуществление анализа эффективности деятельности всех субъектов системы негосударственного пенсионного обеспечения осуществление контроля за соблюдением требований законодательства пенсионными фондами и другими субъектами этой сферы.
Вопросы перспективного развития системы регулирования НПФ 13 Преодоление разрыва в системе надзора за негосударственными пенсионными фондами путем перехода к регулированию одним государственным органом, который будет нести ответственность за функционирование всей системы; Интегрированная информационная система обмена информацией между органами, которые осуществляют государственный надзор и контроль в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, Аналитико-информационная система для осуществления анализа отчетности из негосударственного пенсионного обеспечения, Пруденциальный надзор на основе анализа рисков
Анализ деятельности НПФ и раскрытие информации По результатам анализа отчетных данных НПФ, которые подаются в Госфинуслуг на квартальной основе, отслеживаются: динамика изменения общей и чистой стоимости активов изменения структуры активов динамика изменения чистой стоимости единицы пенсионных вкладов изменение объемов пенсионных накоплений на индивидуальных пенсионных счетах участников НПФ размер прибыли (убытка) от инвестирования активов НПФ динамика изменения инвестиционного дохода НПФ изменения в структуре административных затрат динамика изменений объемов пенсионных вкладов и выплат динамика изменений количества участников и вкладчиков НПФ динамика изменений участников по возрастным группам на сайте Госфинуслуг действует электронная система раскрытия информации о деятельности НПФ на ежеквартальной основе 14
Процедуры урегулирования конфликтов интересов (на этапе подготовки регуляторного акта) Консультативно-экспертный совет Общественный совет Саморегулирующиеся организации, созданные учреждениями НПО Обязательное опубликование регуляторных актов и рассмотрение всех предложений и замечаний Согласование с заинтересованными органами власти Соглашения о сотрудничестве с профессиональными объединениями Рабочие группы 15
Процедуры урегулирования конфликтов интересов (обжалование решений Госфинуслуг) Решения, принятые директорами надзорных департаментов, подлежат одобрению Комиссий как коллегиальным органом Решения, принятые директорами надзорных департаментов, могут быть обжалованы субъектами надзора также в апелляционной комиссии Госфинуслуг Решения Госфинуслуг могут быть обжалованы субъектами надзора в судебном порядке 16
Направления реформирования системы надзора Интеграция государственного регулирования и надзора Расширение полномочий, необходимых для осуществления эффективного надзора: Получение информации о конечных собственниках; Надзор за группами; Усовершенствование процедуры отзыва лицензии и прекращения деятельности финансовых учреждений, в т.ч. с привлечением института временных администраторов Оперативное принятие необходимого регулирования, в частности устранение требования по согласованию нормативно- правовых документов Госфинуслуг с Государственным комитетом по вопросам регуляторной политики и предпринимательству 17
Направления реформирования системы надзора (продолжение) Обеспечение надлежащего уровня финансирования деятельности и технического обеспечения; Привлечение достаточного количества работников соответствующего профессионального уровня; Сотрудничество с органами надзора других стран и обмен с ними информацией с соблюдением требований конфиденциальности; Предоставление взаимного доступа к надзорной информации в рамках компетенции органа; Внедрение надзора на основе рисков 18
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 19 Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины 01001, Украина, Киев, Ул.Б.Гринченко, 3