Но много ли мы знаем о жизни наших четвероногих друзей? Тему своего исследовательского проекта Настя определила так: «Коммуникационные системы собак». Основополагающий вопрос : Какой коммуникационной системой пользуются собаки между собой? Вопрос проблемный: Надо ли людям изучать невероятно богатый «словарь» и сигналы собак? Этапы работы и виды исследовательской деятельности:: 1 этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Нужную информацию Настя находила в Интернете у нас в школе, в других энциклопедических материалах и наблюдала за своей питомицей Линдой. Так она исследовала происхождение собак, их виды и используемые ими сигналы для взаимодействия с другими собаками и с человеком. 2 этап ОСНОВНОЙ В ходе исследования, изучая сигналы (а их около 30), проводила анкетирование ребят своего класса, соседей по двору; Свои теоретические знания применяла и проверяла на своей собаке Линде, бездомных собаках; Взяла интервью у дежурного караула пожарной части 90 о поведении пожарных собак при командах человека; Сравнила результаты. 3 этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ На свой проблемный вопрос Настя ответила: Нам необходимо учиться языку собак, чтобы мы могли понять, что нам говорят наши собаки. Это секрет счастливой совместной жизни. На мой взгляд исчезнет проблема бездомных собак, нападений и укусов людей собаками. Это исследование Шурыгина Анастасия проводила в 3 классе.