Формирование универсальных учебных действий младших школьников через надпредметную программу «Чтение» Шувалова Людмила Владимировна, заместитель директора МОУ Фоминская СОШ
Универсальные учебные действия (УУД) Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта Совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию урока
Функции УУД Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации Обеспечение успешного усвоения знаний, формирование ЗУН
Виды УУД личностный познавательный регулятивный коммуникативный
Личностные действия Самоопределение – личностное, профессиональное, жизненное Смыслообразование Нравственно- этическая ориентация
Регулятивные действия Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Корекция Оценка Саморегуляция
Познавательные УД Общеучебные УД Логические УД Постановка и решение проблемы
Коммуникативные действия Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнера Умение выражать свои мысли
Личностные УД Регулятивные УД Познавательные УД Коммуникативные УД ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ
УУД и успешность обучения в начальной школе УУДРезультаты развития УУДЗначение УУД для обучения в 1 классе ЛичностныеФормирование внутренней позиции Формирование адекватной мотивации учебной деятельности КоммуникативныеРазвитие коммуникации как общения Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ПознавательныеОвладение понятием сохранения Овладение предпосылок формирования числа РегулятивныеУмение произвольно регулировать поведение и деятельность Формирование умения организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве
Критерии оценки сформированности УУД соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Связь УУД с учебными предметами Литературное чтение Математика Русский язык Окружающий мир Технология
В области чтения техника и навыки чтения: скорость чтения «про себя» не сплошного текста (в скрытой для детей форме); общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы); сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения; умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться; культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты: поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.; создание микротекстов, содержащих краткий читательский отклик, свободный комментарий по прочитанному тексту
12% обучающихся предпочитают чтение другим видам досуга; 47 % - читают с удовольствием; 53 % - чтобы выполнить домашнее задание
Круг чтения 20 % -читают все подряд 18 % - читают детективы и приключения; 62 % - журналы.
Чтение как базовый компонент речевой культуры и образовательной компетентности личности г. работа со слабочитающими детьми; развитие читательской грамотности; взаимодействие с родителями; привитие культуры чтения
Надпредметная программа «Чтение» г. Цель программы: преодоление проблемы чтения, или, точнее, отсутствия у некоторых школьников интереса к данному виду человеческой деятельности
Задачи программы Любовь к книге на всю жизнь Дать надежные ориентиры в мире письменной литературы Познакомить с навыками анализа, интерпритации, «информационной переработки текстов»
Начальная школа
Результаты ЛСМ
Образовательный процесс Урочная деятельность Внеурочную деятельность Работа школьной библиотеки
Спасибо за внимание!