Классификация ЗПР К.С.Лебединской. 1.конституционального происхождения; 2.соматогенного происхождения; 3.психогенного происхождения; 4. церебрально – органического генеза.
ЗПР конституционального происхождения психический и психофизический инфантилизм. инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, а также инфантильность психики. преобладают игровые интересы. дети внушаемы и недостаточно самостоятельны, очень быстро устают от учебной деятельности.
ЗПР самотогенного происхождения длительные хронические заболевания. физическая и психическая астения (у детей отмечается большая физическая и психическая истощаемость) у них формируются такие черты характера, как робость, боязливость, неуверенность в себе.
ЗПР психогенного происхождения неблагоприятные условия воспитания. стойкие отклонения нервно – психической сферы, что обусловливает патологическое развитие личности. преимущественно страдает эмоционально – волевая сфера. (так при педагогической запущенности, безнадзорности у ребенка формируется психическая неустойчивость, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности. При гиперопеке появляются эгоцентрические установки, эмоциональная холодность, неспособность к волевому усилию, к труду).
ЗПР церебрально – органического генеза органическое поражение ЦНС на ранних этапах онтогенеза (конкретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикация, инфекции, травмы ЦНС в первые годы жизни ребенка). При этой форме ЗПР, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются и симптомы повреждения ЦНС (гидроцефалии, нарушений черепно – мозговой иннервации, выраженной вегето – сосудистой дистонии).