Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребёнка МАОУ ТРУБИЧИНСКАЯ основная общеобразовательная школа МАОУ ТРУБИЧИНСКАЯ основная общеобразовательная школа
«Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Родители играют исключительную роль в жизни ребенка; на них ложится основная ответственность за его развитие. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласованно со школой». Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей «Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Родители играют исключительную роль в жизни ребенка; на них ложится основная ответственность за его развитие. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласованно со школой». Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей В.А. Сухомлинский В.А. Сухомлинский
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству. Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.
Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого- педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого- педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь. Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.
Макаренко подчеркивал: Макаренко подчеркивал: Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Совместно с родителями, педагогический коллектив пытается использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Совместно с родителями, педагогический коллектив пытается использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.
Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы. Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе риска. Данные из социального - педагогического паспорта школы свидетельствуют об увеличении числа неполных семей, недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы. Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе риска. Данные из социального - педагогического паспорта школы свидетельствуют об увеличении числа неполных семей, недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников. Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть. Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть. Сегодня одна из главных задач школы - создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Сегодня одна из главных задач школы - создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.
Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Положительный результат зависит от контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы. Работа педагогического коллектива школы показывает, что в своей практический деятельности каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса. Положительный результат зависит от контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы. Работа педагогического коллектива школы показывает, что в своей практический деятельности каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.
Цель: Создание эффективной системы работы с родителями для более успешного взаимодействия семьи и школы в воспитании и развитии ребёнка как личности. Создание эффективной системы работы с родителями для более успешного взаимодействия семьи и школы в воспитании и развитии ребёнка как личности.Задачи: Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями. Объединение усилий администрации, педагогов и родителей в воспитании и развитии ребёнка как личности. Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно – воспитательном процессе школы.
Основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями 1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся. 1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся. 2. Информирование родителей о содержании учебно- воспитательного процесса. 2. Информирование родителей о содержании учебно- воспитательного процесса. 3. Психолого-педагогическое просвещение родителей. 3. Психолого-педагогическое просвещение родителей. 4. Взаимодействие с родительским комитетом. 4. Взаимодействие с родительским комитетом. 5. Совместная деятельность родителей и учащихся. 5. Совместная деятельность родителей и учащихся. 6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей. 6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей. 7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья. 7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.
К ним можно добавить: К ним можно добавить: чтение книг совместно с ребенком; чтение книг совместно с ребенком; выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей; выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей; участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей; проведение дней здоровья; участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей; проведение дней здоровья; проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми; проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;
Взаимодействие с родителями проводится В рамках родительского всеобуча В рамках классных родительских собраний В рамках общешкольных родительских собраний В рамках заседаний родительского комитета Через дистанционное информирование (стенд для родителей, памятки, буклеты) Через посещения на дому Через индивидуальное консультирование педагогом и психологом Через переписку с родителями по электронной почте Совместные выезды на соревнования, экскурсии Совместные выезды на соревнования, экскурсии Трудовой десант (субботник) Трудовой десант (субботник) Выставки ученических творческих работ. Это доставляет удовлетворение самому ученику и радует их родителей. Выставки ученических творческих работ. Это доставляет удовлетворение самому ученику и радует их родителей.
Родительское собрание – основная форма совместной работы, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Для повышения интереса родителей к родительским собраниям практикую такие формы проведения родительских собраний, как Для повышения интереса родителей к родительским собраниям практикую такие формы проведения родительских собраний, как Круглый стол Круглый стол Родительский лекторий Родительский лекторий Педагогический практикум Педагогический практикум Совместные собрания вместе с детьми Совместные собрания вместе с детьми Тематические собрания - консультации Тематические собрания - консультации
Тематика информирования родителей детей разных возрастов. Родители будущих первоклассников- критерии готовности ребенка к школе, адаптация ребенка к обучению Родители будущих первоклассников- критерии готовности ребенка к школе, адаптация ребенка к обучению Родители младших школьников: как помочь детям учиться, условия психологического комфорта ребенка в школе. Родители младших школьников: как помочь детям учиться, условия психологического комфорта ребенка в школе. Родители младших подростков – гендерное воспитание детей, особенности протекания подросткового периода. Родители младших подростков – гендерное воспитание детей, особенности протекания подросткового периода.
Консультирование родителей 1.Методическое (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ученика, способов дополнительного образования и т. д.). 2. Психологическое (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией. Проводится совместно с психологом, социальным педагогом).
Критерии оценки эффективности и ожидаемые результаты системы работы с родителями. Критерии фактаКритерии качества Наличие сложившейся системы эффективного взаимодействия с родителями Создание и развитие банка методических разработок нетрадиционных форм проведения собраний Активизация педагогического и культурного потенциала родителей Позитивный характер взаимодействия классного руководителя и родителей Положительная динамика уровня заинтересованности и активности родителей в жизнедеятельности класса и образовательного учреждения (метод наблюдения) Индикаторы Участие в выставках, конкурсах, выступлениях Участие в выставках, конкурсах, выступлениях По результатам анкетированияудовлетв орённость родителей- 93,6% По результатам анкетированияудовлетв орённость родителей- 93,6% Потепенный рост посещаемости родительских собраний Потепенный рост посещаемости родительских собраний Частота родительских собраний растёт по пожеланиям родителей Частота родительских собраний растёт по пожеланиям родителей
Критерии оценки эффективности и ожидаемые результаты системы работы с родителями. Критерии факта Критерии качества Индикаторы Внедрение в практику эффективных форм работы с семьёй Формирование педагогической рефлексии родителей (метод наблюдения и дистанционного интервьюирования) По результатам игры- диагностики По результатам игры- диагностики «Самое главное в жизни» I место-семья (родители) II место-школа (учёба) III место- друзья Родители стали лучше ориентироваться в формах воспитания и общения с детьми и давать им оценку Родители стали лучше ориентироваться в формах воспитания и общения с детьми и давать им оценку (грамотно анализировать)
Вывод * Считаю, что созданную и реализуемую систему работы с родителями можно считать эффективной, так как довольно успешно проходит взаимодействие семьи и школы в воспитании и развитии ребёнка как личности.