Готовность ребенка к школе Взгляд психолога Педагог-психолог МСОУ СШ 93: Макарова Лариса Николаевна
Школьная зрелость – готовность к обучению Физическая Интеллектуальная Мотивационная Эмоционально-волевая Социальная Коммуникативная
Общая характеристика: Общее состояние здоровья- нормальный вес, рост, мышечный тонус, кожный покров, состояние зрения, слуха, моторики (крупной и мелкой) Состояние нервной системы ребенка- степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Степень работоспособности и зрительно- двигательной координации Физическая готовность
Правильная и необходимая физическая нагрузка /бассейн, спортивные секции, хореография/ Способы развития физической готовности: Правильный режим дня /сочетание нагрузки и отдыха/ Полноценное и разнообразное питание Своевременное медицинское обследование Здоровый образ жизни родителей, всей семьи Тактильное общение с ребенком
Интеллектуальная готовность Уровень развития познавательных процессов – памяти, внимания, мышления Дифференцированное восприятие Словарный запас, общий кругозор Аналитическое мышление - вычленение главных признаков, связей между явлениями, обобщение, классификация Ориентировка в пространстве, времени, тетради Умение воспроизводить образец
Развитие моторики, Рисование, лепка, мозаика Способы развития интеллектуальной готовности: Логические игры, развитие воображения Организация развивающего общения дома- «Вопросы - Ответы» Наличие дома развивающих игр, книг Совместное чтение, обсуждение, пересказ, выделение главного Интеллектуальные интересы родителей
Мотивационная готовность Познавательный интерес и учебный мотив Желание учиться, любознательность Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий Формирование нового уровня потребностей, позволяющих действовать, руководствуясь целями, нравственными требованиями, чувствами
«Авторитет занятости» в семье Способы развития мотивационной готовности: Богатая культурно-познавательная жизнь ребенка Обсуждение значимости обучения, ценностные установки в семье Пример родителей и близкого окружения Положительное отношение к школе в семье Интеллектуальные интересы родителей
Эмоционально-волевая готовность Достаточная эмоциональная устойчивость Положительное, бодрое настроение Достаточно сформированная произвольность психических процессов Проявление самостоятельности Умение выделять учебную задачу, намечать план действий, прилагать усилия к ее выполнению Восприимчивость, отзывчивость, способность к сопереживанию
Удовлетворение тактильного общения Способы развития эмоционально-волевой готовности: Владение «активным слушанием», сотрудничество с ребенком Эмоционально- насыщенное, «качественное» общение в семье Удовлетворение потребности в любви, безоценочное принятие Благополучный эмоциональный климат семьи, совместная деятельность Положительные высказывания в адрес ребенка, установки родителей
Коммуникативная готовность Потребность в общении с другими детьми, обладание достаточно гибкими способами взаимоотношений Умение уступать, защищаться, сотрудничать Общественная направленность личности, формирование детского коллектива Нравственные качества ребенка
Организация ситуаций детского сотрудничества Способы развития коммуникативной готовности: Обеспечение культурного досуга ребенка Пример родителей и близкого окружения Положительный коммуникативный опыт Обучение нормам этикета в семье Обязанности ребенка в семье Совместные занятия с ребенком в семье
Социальная готовность Принятие требований выполнения норм поведения как необходимых Развитие внутренней позиции школьника Значимость авторитета учителя Понимание ролевого поведения, позиции ученика Возникновение относительно устойчивых форм поведения, произвольное управление поведением
Правильный режим, активный отдых ребенка Способы развития социальной готовности: Обеспечение культурного досуга ребенка Пример близкого окружения, ценностные ориентиры семьи Положительный социальный опыт Обучение нормам этикета в семье Обязанности ребенка в семье
ФизическаяИнтеллектуальнаяМотивационная Общее состояние здоровья: нормальный вес, рост, вес, мышечный тонус, кожный покров, пропорции; состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелкой). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимо- сти и уравновешенности, силы и подвижности. Хорошая работоспособность и зрительно- двигательная координация. Уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. Словарный запас, кругозор. Дифференцированное восприятие, аналитическое мышление (вычленение главного признаков, связей между явлениями, обобщение, классификация). Умение воспроизводить образец, ориен- тироваться в пространстве, времени, тетради. Познавательный интерес и учебный мотив. Желание учиться, любозна- тельность. Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий. Формирование нового уровня потребностей, позволяющих действовать, руководствуясь целями, нравственными требованиями, чувствами. Способы развития Своевременное медицинское обследование. Правильный режим дня ребенка. /сочетание нагрузки и отдыха/. Полноценное питание. Правильная и необходимая физическая нагрузка. /бассейн, спортивные секции, хореография и т.д./ Здоровый образ жизни родителей. Совместное чтение, обсуждение, пересказ. Выделение главного. Организация развивающего общения дома. «Вопросы - Ответы». Логические игры, развивающие пространственное мышление, воображение, моторику. Наличие дома развивающих игр, книг. Интересы родителей. Положительное отношение к школе в семье. Обсуждение значимости обучения, ценностные установки в семье. «Авторитет занятости» в семье. Пример родителей и близкого окружения. Богатая культурно- познавательная жизнь ребенка. Школьная зрелость, готовность к обучению