Правила записи программы
Турбо Паскаль Язык программирования был разработан Никлаусом Виртом в годах как учебный язык для студентов. Современный Турбо Паскаль сохранил его простоту и структуру. Это достаточно мощное средство программирования, предназначенное для написания программ различной сложности. На Турбо Паскале можно выполнить простые расчеты, составить программы для реализации сложных инженерных задач, обучающие и тестирующие программы, программы оболочки и драйверы. Турбо Паскаль является разработкой американской фирмы Borland.
Структура программы 1. Заголовок program имя программы (может состоять из английских букв, цифр и символа подчеркивание _) 2. Раздел описаний Описание объектов, которые будут использоваться в программе. Для их описания используется служебное слово var, после которого перечисляются переменные и через двоеточие указывается их тип.
3. Тело программы (исполняемая часть) Начинается со служебного слова begin Заканчивается служебным словом end (и точкой.) В исполняемой части следуют операторы языка Паскаль, предназначенные для реализации задачи. Друг от друга они отделяются точкой с запятой ;
Основные операторы 1. Оператор вывода может выводить значения переменных, выражения и текстовую информацию. Для вывода текста его необходимо заключить в кавычки. WRITE – выводит информацию на экран дисплея WRITELN – выводит информацию на экран дисплея и переводит курсор в следующую строку
2. Оператор ввода READ READLN Если он встречается в теле программы, то ее выполнение приостанавливается до тех пор пока пользователь не введет необходимые значения. 3. Оператор присваивания :=
Использование символа ; Отделяет один оператор в теле программы от другого, поэтому после последнего оператора он отсутствует. Заголовок программы и раздел описаний так же заканчиваются этим символом.
Программы на ЯП Паскаль содержат следующие символы: Латинские буквы A,…,Z; Цифры 0…9 Специальные символы +, -, /, =, , {}, $, #, Имя (идентификатор) не может содержать пробелы. Каждое имя должно быть уникальным, его длина не ограничена
Данные (описываются в начале программы) Константы const n=3; b=-7.5; c=abcde; Переменные var a, b: real; c,d: integer;
Типы данных 1. Целочисленные типы данных Byte Word Integer Shortint Longint Занимают от 1 до 4 байт
2. Вещественные типы данных Real 2,9E-39..1,7E 38 Single 1,5E-45..3,4E 38 Double 5,0E ,7E 308 Extended 3,4E ,1E Символьный тип данных Любой символ, который может быть отображен на экране Char (занимает 1 байт) Var a,b: char; Занимает от 4 до 10 байт
4. Логический (булевский) True - истина False - ложь var a,b: boolean; 5. Перечисляемый var a,c: (red, blue, green); b: (dog, cat); 6. Интервальный var a, b,c: -7..4; x: a..c;
program имя_программы; const описание_констант; type описание_типов; var описание_переменных; begin операторы_языка; end. Begin оператор_1; оператор_2; … оператор_n end. ; - отделение операторов друг от друга; {коментарии}
В состав оболочки входит текстовый редактор, транслятор (который переводит текст программы с языка программирования Паскалю на машинный язык) и отладчик. Для того, чтобы после трансляции программа автоматически была запущена на выполнение, нужно вызвать команду Run-Run.
Пример программы на ЯП Паскаль program slojenie; var a,b,c: integer; begin writeln (vvedite a); readln (a); writeln (vvedite b); readln (b); c:=a+b; writeln (c); readln(c) end.