Тема урока:
Цели: 1.Познакомить детей с известным на весь мир искусством хохломской росписи. 2.Учить находить предметы хохломы в окружающем мире. 3.Прививать любовь к прекрасному, желание изучать искусство древних мастеров. 4.Воспитывать бережное отношение к культуре всех народов.
История хохломы. Хохлома – старинное село, затерявшиеся в глуши заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далёкоё прошлое зарождение там известной на весь мир хохломской росписи. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах 16в. Ещё при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея». В 17в. Ряд селений вместе с хохломой перешли во владение Троице-Сиргиева монастыря, расположенного не далеко от Москвы. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, раскопках ещё в 10-13
веков. Есть образцы, которые дотируются несколькими тысячелетиями. Деревянная посуда с древних времён была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобари в форме плывущей птицы, ложки разных форм, обеденные миски найдены в археологических раскопках. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется. Заметим, что промаслившиеся стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то, вероятно, возникла идея покрывать посуду олифой – вареным льняным маслом. Олифа покрывала поверхность предмета непроницаемой плёнкой. Этот состав, применявшийся иконописцами для предохранения живописи от влаги, был известен русским мастерам с древних пор. Возможно, также в связи с техникой писания икон возникло живописное искусство Хохломы.
В целях экономии дорогостоящего золота мастера Древней Руси закрашивали фон иконы серебром. Затем, после окончания живописных работ, покрывали поверхность иконы лаком, приготовленным из льняного масла, и прогревали в печи. Под влиянием высоких температур пленка лака приобретала золотистый оттенок и просвечивающее сквозь неё серебро тоже отливала золотом. Росписью посуды занимались крестьяне, живущие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Сёмино, Хрящи и Кулигино. Первые поселенцы этих деревень, скрытых в глухих лесах, были беглецами, укрывавшиеся здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнёта.
Среди них были и художники – иконописцы и мастера рукописной миниатюры. Они- то и могли применить технику золоченой окраски при изготовлении посуды. Особенно широкий размах изготовление такой посуды получило в 19в.: хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились по всей Росси, вывозились в страны Азии и Западной Европы. Они превликали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента. При этом изделия были дёшевы и прочны в употреблении: покрывающий их лак был так хорош, что выдерживал высокую температуру. От горячей пищи посуда не меняла цвета, не теряла своей красивой росписи.
Техника хохломской росписи связана с горячей обработкой изделия и требует большого опыта и мастерства. Работа эта очень трудоёмка. Росписью украшены главным образом различные виды деревянной посуды, изготовлявшийся окрестными крестьянами. Белые неокрашенные чашки, миски, солонки - так называемая «белье» - сначала просушивали, а затем покрывали слоем жидкой глины,
которая закрывала поры дерева. Это делалось для того, чтобы древесина не впитывала в себя масло, которым обрабатывались изделия в дальнейшем. Эти предметы после просушки мазались серым льняным маслом и ставили впечь на всю ночь. Затем их снова покрывали олифой и снова сушили. Эту операцию проделывали 3-4 раза.
Как же оно началось, это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, лавку да стол сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам зерна не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и её угостил. Птица задела золотым крылом чашу и чаша стала золотой. Это, конечно, легенда сказка.
Трава-мурава В этой росписи присутствует яркий лесной и луговой узор. Здесь и травка, и ёлочка, и яблочко, и мелкая ягодка малинка. Так и называется роспись – « травка ». Настоящая хохломская роспись.
А иногда из-под кисти художника выходят такие цветы и травы, что в никаком лесу их не встретишь. Вот листья, похожие на пёристых золотых рыбок. Плавают по дну чащи среди цветков завитков и глазастых ягод.
Чудо посуда
Учитель: Пичугина С.К. МОУ Зингейская СОШ