Задача: Создать условия для: освоения новых способов профессиональной деятельности; личного самоопределения к новому образцу педагогической работы; прохождения через собственные ситуации обучения; рефлексии собственного способа работы.
ПОНЯТИЯ в НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Освоение понятий обучающимися является одной из центральных задач, т.к. основу каждого предмета составляет система научных понятий. Без понятий невозможны понимание и сознательное усвоение правил, закономерностей, а следовательно осознанные, обоснованные действия обучающихся.
Понятия в начальной школе Математика: площадь, равенство, уравнение, число и др. Русский язык: корень, родственные слова, часть речи, морфемы и др. Окружающий мир: живая и неживая природа, климат, природная зона и др.
ПОНЯТИЕ Эмпирическое опирающееся на наглядные образы; полученное путем абстрагирования и обобщения. теоретическое связанное с исследованием природы понятий: как устроено, как получено.
Результаты диагностики по выявлению уровня владения понятием 5 начальных школ, 240 обучающихся 4 классы 1. Уровень слабого владения операцией нахождения площади (трудности в применении алгоритма) 72% 2. Уровень применения алгоритма 13% 3. Уровень эмпирического понятия 11% 4. Уровень эмпирического понятия + рефлексия 3% 5. Уровень обобщенного способа 1% 6. Уровень теоретического понятия 0%
Согласно теории В.В.Давыдова «Понятие – обобщенный способ действия».
Форма понятия В форму понятия входят следующие составляющие: слово, термин, тип познавательного отношения, операции, процедуры, категории, инструмент, средство; слои замещения (способ как система средств).
Критерием освоения понятия (обобщенного способа) является способность ребенка использовать его в новой ситуации. Процессы, составляющие работу по построению понятия: Различение. Идеализация. Моделирование, предполагающее и идеальные операции с объектом. Постановка проблемы и цели в ситуации действия.