Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM Кузин В. Е. «Консолидация и интеграция информационных систем и ИТ- ресурсов» - Intelligent Enterprise
Эволюция ИТ предприятия Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM 2
ИТ на производственном предприятии «вчера»: «островная» автоматизация Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM
ИТ на производственном предприятии «сегодня»: бизнес-логика жестко «закодирована» внутри КИС Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM 4
«Следствия» текущей ситуации Бизнес работает так, как закодировал программист (1c, SAP, Oracle, …). Монополия на данные (данными «владеет»: гл. бухгалтер, ит-директор, …) СНИЖАЕТСЯ УПРАВЛЯЕМОСТЬ И МАНЕВРЕННОСТЬ БИЗНЕСА, БИЗНЕС-ЦЕЛИ НЕ ДОСТИГАЮТСЯ!!! Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM 5
ИТ на производственном предприятии «завтра»: «муравейник» Аншиной Четко поставленные цели, собранные в иерархию. Нижний уровень – уровень рядовых сотрудников Относительная свобода действий, подкрепленная автоматизацией управления бизнес-процессами Квалификация Мотивация Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM 6
Состояние ИТ на производственном предприятии ЗАВТРА Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM
Принципы и технологии «муравейника» (маневренного управления бизнесом) BPM (управление бизнес-процессами) – на основе BPMN (нотация описания управления бизнес-процессами) + – на основе ACM (CMMN – нотация описания управления ситуациями) MDA (Model Driven Architecture) – архитектура (предприятия) определяется моделями (изменение модели = изменение архитектуры) Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM 8
Принципы и технологии «муравейника» (маневренного управления бизнесом) Целеориентированное управление бизнес- процессами (модель бизнес-процесса включает описание изменение состояния системы, обеспечивающее достижение бизнес- целей) Единое информационное пространство на основе семантической сети (OWL, RDF), которая поддерживается с использованием распределенных хранилищ данных, ESB, Prolog-процессора, LISP-процессора Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM 9
Парадигмы управления бизнес- процессами Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM
Пример MDA 1: открытие заказа в производство (I) Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM 11
Пример MDA 1: открытие заказа в производство (II) Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM 12
Пример MDA 2 – выполнение заказа на поставку Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM 13
Пример MDA 2 – выполнение заказа на поставку Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM 14
Стандарт CMMN, базовые понятия - I Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM 15 Задание – то, над чем работают Этап – средство иерархической группировки заданий
Стандарт CMMN, базовые понятия - II Цель – операционная бизнес-цель Ход «обработки» ситуации определяется запросами пользователя и логическими условиями Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM
Пример MDA 2 в CMMN Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM
Пример MDA 3 – подготовка ценового предложения Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM
Бизнес-процесс – целенаправленное движение бизнес-системы в пространстве состояний Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM
Траектория движения в пространстве состояний 20 Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM
Терминальный уровень пространства состояний Z= Zm x Ze x Zh x Zc x Zco x Zso Zm- Материалы Ze - Оборудование Zh- Персонал Zc- Денежные средства Zco- Заказы на продукцию компании Zso - Заказы поставщикам 21 Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM
«Свертка» пространства состояний (пример) 22 Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM
Дерево целей, интегрированное с организационной структурой Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM
Элементарный шаг движения в пространстве состояний - сервис 24 Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM {Xi(t)}- входные ресурсы {Ck(t)} -управляющие сигналы (цели) {Yj(t)}- выходные ресурсы {Ms}- персонал, оборудование, инструмент {Sm} - начальные, конечные, аварийные состояния
Пример сервиса Si - Спецификация заказа подготовлена техническим отделом и готова к расценке Ss- Ценовое предложение было подготовлено и согласовано с заказчиком Sa- Ценовое предложение было подготовлено, но не было согласовано ИЛИ было подготовлено не вовремя из-за нестандартных требований Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM
Декомпозиция цели (валовая прибыль) - пример 26 Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM
Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM
Единое информационное пространство Структура – информационная модель предприятия Информационная модель предприятия интегрирует информационные модели сервисов Каждый сервис имеет свою информационную модель, которая используется для чтения/записи, отображения и преобразования данных в ходе реализации сервиса Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM 28
Информационная модель предприятия – семантическая сеть: Сущность Отношение – Задаваемое явно – Вычисляемое с помощью предикатов с помощью лямбда выражений Класс (множество), определяемое с помощью – перечислений – операций над множествами (+, /, *, x) – предикатов Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM
Информационная модель сервиса (фрагмент) Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM
Унифицированный интефейс доступа к данным ZAO "Mosflowline", 2013 (c)
Унифицированный web-интерфейс пользователя Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM
Унифицированный конструктор информационных объектов Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM
Инструментарий BPMS (Bizagi, IBM, Oracle, Pegasystems) ACMS (Cordys, IBM, Papyrus, ACM-systems) ESB (WebMethods ESB, ActiveMatrix Service Bus, Oracle Service Bus, IBM Websphere Message Broker, Apache MQ) Интеграционная платформа (IBM Websphere, Oracle, Talend: Eclipse + JBoss) Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM 34
Выводы (I) Обособление (но не отделение) системы управления в ИТ-инфраструктуре Система управления строится по принципу MDA (с использованием BPM/ACM) Не лукавить! Модели процессов должны быть непосредственно исполняемыми (без промежуточной настройки) Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM 35
Выводы (II) Модель бизнес-процесса должна включать в себя описание достигаемых целей, которые должны принадлежать дереву целей бизнеса Дерево целей бизнеса – не презентация в PowerPoint, а совокупность логических высказываний, связанных друг с другом отношением логического следования Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM 36
Выводы (III) Единое информационное пространство строится на основе семантической сети, интегрирующей информационные модели отдельных сервисов, образующих бизнес- процессы Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM 37
Спасибо за внимание! Контакты для обсуждения: – Кузин В. Е. – – Маневренное управление бизнесом на основе BPM/ACM