ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Инновационный менеджмент взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособ- ности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.менеджментинновационными В общем понимании инновационный менеджмент это совокупность научно обоснованных принципов, форм, методов, приемов и средств управления инновациями в сфере их создания, освоения в производстве и продвижения на рынок с целью получения прибыли. Цели инновационного менеджмента сводятся к тому, чтобы найти новое решение в области управ- ления, создания изобретения, проведения научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.д..
Российскими учеными из научно-исследо- вательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.
Результат управленческого процесса выражается в конкретных управленческих решениях, направленных на реализацию инновационных проектов. Управленческие решения в инновациях могут приниматься интуитивным способом или на основе научного подхода. Интуитивный способ основан на эмоциональ- ном восприятии в оценке ситуации и пред- полагает наличие у менеджера профессио- нальных знаний и значительного практичес- кого опыта.
Научный подход обеспечивает принятие рациональных решений, основанных на объективном аналитическом процессе, и учитывает определенные формальнологические требования к управленческим решениям (целевая направленность, иерархическая субординация, обоснованность решения, направленность решения на конкретного исполнителя, обеспеченность необходимыми ресурсами, директивность решения). Процесс принятия решений в инновационном менеджменте разделяется на три относительно самостоятельных этапа: определение проблемы решения; формирование альтернатив решения; принятие и реализация решения.
На этапе определения проблемы осуществ- ляется сбор информации, оценивается сло- жившаяся ситуация, происходит формулиро- вание проблемы. На втором этапе формируются качественные (имидж, демонстрация потенциала, устойчи- вость инновационного предприятия и т. д.) и количественные (затраты, конкурентоспособ- ность ит. д.) критерии оценки, определяются ограничения, происходит генерирование вариантов. На этапе принятия и реализации решения дается оценка вариантов, принимаются решения и контролируется их исполнение.
Управление в инновационном менеджменте осуществляется с помощью различных методов, которые представляют собой систему правил и процедур выполнения различных задач управления инновациями. Используются как общие методы менеджмента, применяемые во всех сферах деятельности, так и специальные, характерные для этого вида менеджмента. Общая дифференциация методов инновационного менеджмента следующая:
1) методы выявления мнений (интервью, анкетирование мнений, выборочные опросы, экспертиза); 2) аналитические методы (системный анализ, написание сценариев, сетевое планирование, функционально-стоимостной анализ, экономический анализ); 3) методы оценки (оценка продукта, оценки научно- технического уровня и конкурентоспособности разработок, оценка организационно-технического уровня производства, оценка затрат, метод деревьев значимости, оценка порога прибыльности, оценка риска и шансов, оценка эффективности инноваций); 4) методы генерирования идей (мозговая атака, метод синектики, морфологический анализ, деловые игры и ситуации);
5) методы принятия решений (экономико- математические модели, таблицы решений, построение деревьев решений, сравнение альтернатив); 6) методы прогнозирования (экспертные, экстраполяции, аналогии, метод Дельфи, регрессионный анализ, эконометрические, имитационные модели); 7) методы наглядного представления (графические модели, физические модели, должностные описания и инструкции); 8) методы аргументации (презентации, ведение переговоров). Систему методов анализа целесообразно дополнить такими общеприменимыми методами, как метод сравнения, факторный анализ, индексный метод, SWOT-анализ.