Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото Повышение охвата дополнительным образованием: уравнение с несколькими неизвестными Сергей Косарецкий директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото Указ Президента России 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». «увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70–75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета»
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото текстуализация ) Охват программами ДО детей в возрасте лет в организациях ДО – 40% (1- ДО) Охват занятиями вне школы - 64,5% (Опрос родителей школьников, Мониторинг экономики образования, 2012) Охват кружками (секциями) в общеобразовательных учреждениях – 69% (Росстат) Охват кружками (секциями) в школе – 56,4% (Опрос родителей школьников, Мониторинг экономики образования, 2012) Охват детеи ̆ в возрасте лет программами дополнительного образования – 59% («Дорожная Карта»)
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото «Формула охвата» по ведомствам по типам организаций (ОДО, ОО, ВО..) по формам собственности (государственные (муниципальные). негосударственные, ИП) X (Где) вид длительность направленность содержание Y (Чем) интенсивность (количество, продолжительность) индивидуально/ группа/коллектив форма (дистант) Z (Как): федеральный бюджет бюджет субъекта РФ Бюджет МО бюджет домохозяйств («За чей счет») возрастные категории целевые группы (Кто)
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Сфера дополнительного образования детей: сложная структура, размытые границы ВЕДОМСТВА (образование, культура, спорт) ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (Спортивные конфедерации, РОСТО) НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ВЕДОМСТВА (образование, культура, спорт) ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (Спортивные конфедерации, РОСТО) НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА Теневая инфраструктура (частные преподаватели, нелицензированные негосударственные организации) Теневая инфраструктура (частные преподаватели, нелицензированные негосударственные организации)
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото Охват - Направленности (данные 1-ДО)
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото Охват - Направленности (Мониторинг экономики образования)
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото Охват - Возраст (1-ДО)
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото Охват - Возраст (программы) (данные мониторинга экономики образования, 2012)
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото Охват - Интенсивность занятий (ДО-1)
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото Охват – Школа (кружки)
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Охват – Интенсивность ( Опрос студентов 1 курса четырех вузов, 2013) 7% - не было вовлечено в программы дополнительного образования 20% - участвовали одновременно в двух объединениях13% - посещали три и более объединений60% - занимались в одном детском объединении
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото Охват - категории (Мониторинг экономики образования, 2012)
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото Виды дополнительных занятий, посещаемых учащимися общеобразовательных учреждений (Комплексное наблюдение условий жизни населения, 2012
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото Сколько вы платите за занятия вне школы в месяц рублей «Занимаюсь бесплатно» - 34,1% Опрос родителей школьников, Мониторинг экономики образования, 2012 Охват - УДОД - Источники финансирования
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото Охват – Школа (кружки) – Источники финансирования Сколько вы платите за занятия в школе (кружки, секции, факультативы) в месяц рублей «Занимаюсь бесплатно» - 78,8% Опрос родителей школьников, Мониторинг экономики образования, 2012
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото Повышение охвата без обновления содержания и модернизации инфраструктуры Сокращение охвата за счет введение систем персонифицированного учета «Удешевление» программ: – короткие – низкоресурсные Перенос программ на базу школ Потеря мотивированных без вовлечения немотивированных (в условиях персонификации и нормирования объема услуги) Дополнительное образование как механизм усиления неравенства РИСКИ
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото Декомпозиция показателя охвата (возраст, содержание, целевые группы) Кодификация программ (услуг) Введение минимальных требований к продолжительности Введение механизма формирования государственного (муниципального) заказа (возраст, содержание, целевые группы) В ПОИСКАХ РЕШЕНИЙ
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото Модульное устройство программ Формирование отдельной услуги на ДО для школ Мобилизационные механизмы вовлечения детей из неблагополучных семей Введение механизма частично-платных услуг (со-финасирование) Выведение из тени и стимулирование негосударственного сектора Поддержка СО НКО Стимулирование корпоративного сектора В ПОИСКАХ РЕШЕНИЙ
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото Приоритезация Стандартизация Диверсификация Персонификация Прозрачность В ПОИСКАХ РЕШЕНИЙ « - Я думаю, для этого лета вашим девизом должны стать слова «инновации», «модернизация» и «оптимизация». Эти страшные слова породили опасливый гул». (А.Иванов «Блуда и МУДО»)
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото Выведение из тени и стимулирование негосударственного сектора : предоставления права коммерческим организациям реализовывать образовательные программы в качестве основного вида деятельности конкурентный доступ к бюджетным средствам льготы по налогу на имущество льготы на аренду, льготные тарифы, кредиты равные принципы начисления стажа, распространение профессиональных льгот заявительное лицензирование В ПОИСКАХ РЕШЕНИЙ
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото Повышение прозрачности : сайты-навигаторы по услугам (програмам) рейтинги электронная запись электронные журналы/дневники В ПОИСКАХ РЕШЕНИЙ
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото «- А почему с нами никто не посоветовался, превращая нас в экспериментальную площадку? - спросил Костёрыч. - А вот вы и высказывайте своё мнение! - тотчас ответил Манжетов. - По вашим замечаниям департамент будет корректировать процесс модернизации учреждений образования. Если все будут отмалчиваться, и это ещё одно свидетельство косности, несовременности нашего мышления, то и реформа опять забуксует. Сколько бы вы ни обижались на начальство, но ведь именно власть инициирует реформы, - а инициатив с мест как не было, так и нет!…»
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото Спасибо за внимание!