К оценке содержания программы бакалавриата по логистике Герами Виктория Дарабовна д.т.н., профессор
Содержание: Логистика как профессия Компетенции «идеального логиста» Требования к системе подготовки Рекомендации по улучшению ОП 2
Логистика как профессия: 3 Логистика - системное управление взаимосвязанными процессами Основные задачи логиста – оптимизация и координация Основные функциональные сферы: складирование, транспортировка, закупки, распределение Наиболее сложная задача – управление цепями поставок Главная особенность логиста: «системная многогранность»
Экономика России остро нуждается в логистах Экспансия иностранных компаний (логистическое подразделение – обязательная часть структуры) Развитие международных связей В продвинутых российских компаниях - переход от отдельных «логистических» должностей к логистическим подразделениям Все чаще – реальная передача «логистике» управляющих функций Для многих других компаний - влияние «корпоративной моды» 4
Достоинства наиболее востребованных специалистов (чего хочет работодатель): Профильное базовое образование Практический опыт, лучше - в различных сферах Знание английского языка, лучше – и еще одного-двух Свободное владение Microsoft Office, в особенности - Excel Знание IT-продуктов для интегрированных систем управления (SAP и т.п.) 5 В Москве и Санкт-Петербурге, а также в крупнейших компаниях все более ценится узкая специализация логистов (транспортировка, склад и т.п.)
С чем выпускники сталкиваются на практике (характерные функции): Работа с данными (анализ статистики, прогнозирование) Работа с документами (складские, транспортные, таможенные) Работа с внешними контрагентами (транспортные и экспедиторские компании, складские операторы, поставщики) Работа по управлению цепями поставок Работа с государственными структурами (таможня, надзорные органы, местные органы власти) Работа в backoffice собственной компании (увязка интересов различных подразделений) Работа с клиентурой (в компаниях логистического профиля) 6
Что должно быть в системе подготовки (1): Наличие профильных дисциплин (транспортировка, складирование, производство и распределение, управление цепями поставок) Наличие в ВУЗе утвержденных профильных компетенций и их использование в учебных рабочих программах Наличие профильных методических разработок, подготовленных преподавателями ВУЗа Качественная языковая подготовка (дополнительный вступительный экзамен, чтение лекций на иностранном языке, дополнительные занятия или семинары, письменные работы по профилю на иностранном языке) Подготовка в области IT (обучение специализированным программным продуктам, используемым в логистике; наличие практических работ, связанных с использованием программных продуктов по профилю; наличие заданий для выполнения самостоятельных работ с использованием IT) 7
Что должно быть в системе подготовки (2): Участие преподавателей и студентов в НИОКР в сфере логистики Участие преподавателей в работе экспертных групп, комитетов и советов по логистике Наличие соглашений и договоров (в т.ч. - по проведению практики) с профильными компаниями, проведение совместных мероприятий Наличие базовых кафедр Наличие совместных программ, договоров о сотрудничестве с иностранными профильными организациями Преемственность системы подготовки кадров в области логистики: наличие магистерских программ, послевузовского образования (аспирантура) и дополнительного профессионального образования (МВА, профессиональная переподготовка, краткосрочные семинары, тренинги и мастер- классы) 8
Что анализировать на соответствие требованиям работодателя? Стратегия (программа) развития ВУЗа ( ОП ) Учебные планы, программы Учебно-методические комплексы Выпускные квалификационные работы Документы, отражающие взаимодействие с работодателем Сайты 9
Рекомендации по улучшению ОП по логистике Разработать дополнительные нормативные материалы Повысить эффективность взаимодействия с работодателями Создать базовые кафедры ПК ППС по логистике и УЦП Обновить (закупить) основную литературу по профильным дисциплинам Использовать технологии электронного обучения Привлекать студентов к выполнению НИР Открыть совместные международные программы 10
Спасибо за внимание! 11